Поэты Инга Кузнецова, Андрей Коровин, Анна Логвинова и Анна Аркатова читают стихи о любви. Фото Андрея Тарасова
В театральном зале Булгаковского дома был показан спектакль «Все любовь, что ни спросите» по стихам четырех современных поэтов – Андрея Коровина, Анны Аркатовой, Анны Логвиновой и Инги Кузнецовой. Главной темой сюжета стала история взаимоотношений мужчины и женщины. История любви от ее зарождения до трагического финала. Линия главного героя была целиком построена на стихах Андрея Коровина, лирическая же героиня меняла свое «лицо», преображаясь с каждым этапом их отношений.
В первой романтической части знакомства и появления чувств героиней выступала Инга Кузнецова. Космическая, не от мира сего женщина-загадка, женщина-мечта, она околдовывала героя своими стихами, наполненными чувственными образами: «Во рту кровит веселая весна./ Держи меня, дыши меня без сна…» Герой вихрем врывался в этот воздушный мир, взрывал его напором своих чувств («хорошо сказал Ростан/ или кто там говорите/ тело женщины тюльпан/ а мужчины истребитель») и разбивался о непонимание самой природы женщины: «если смотрела в глаза – рождались дети/ если любила – была несчастна».
Плутая в собственных отношениях, герои приблизились к этапу совместной жизни, и этот отрезок сюжета достался Анне Логвиновой. Через диалог двух поэтесс, каждая из которых говорила как бы сама с собой о тех переменах, которые в ней произошли, Инга Кузнецова символически передала эстафету Анне. Благодаря созвучию поэзии Коровина и Логвиновой в этой части спектакля удалось наиболее точно выдержать жизненные реалии от счастливого диалога «хочу с тобой дожить до дежавю» и «стать под финал этой гребаной жизни счастливым» до «И решила, что больше не будет с головой да в омут/ И что ну его к лешему этот единственный миг» – рукой подать. Анна Логвинова своим исполнением взорвала зал. Выйдя босой на самую авансцену (казалось, вот-вот упадет), она читала почти со слезами в глазах: «Нагладь на утро белый парус,/ Костюм на утро приготовь./ Устань, как следует, усталость/ Ничем не хуже, чем любовь».
А действие тем временем незаметно подошло к финальной части. Части безысходной, части трагической. Анна Аркатова с ее короткими, четкими, бьющими наотмашь текстами стопроцентно попала в образ. Герои ругались, страдали, изменяли друг другу, от стихотворения к стихотворению приближая финал своих отношений: «Мы нервным диагнозом растворены/ И движемся облачным фронтом/ твой комплекс победы мой комплекс вины/ и дуплекс налаженный с понтом».
Так часто случается в жизни, судьба сбоит, исчезают даже самые сильные чувства. Но все-таки авторы спектакля хотели рассказать зрителю не об этом. А словами Экзюпери, что «встретить весну – значит принять и зиму», что жизнь невозможна без любви, без ее страстей и переживаний. Об этом и читал в финале Андрей Коровин. О перерождении, о невозможности стать прежним, о неминуемости другого будущего.
Именно поэзия Андрея Коровина стала основой, на которой был построен спектакль. Широта поэтики этого автора позволила гармонично звучать диалогу с очень разными по стилю текстами трех разных поэтесс. Полтора часа на сцене Коровин «прожил» так, что невозможно было усомниться в реальности происходящей истории.
Последнее время появилось немало поэтических спектаклей, но отличие этого от многих в том, что здесь играли сами поэты. После спектакля многие говорили о правильности выбранной темы. Вероятно, зритель устал от философской поэзии или мрачных реалий жизни. Ему нужны человеческие чувства и надежда, которую ему и подарил спектакль «Все любовь, что ни спросите».