Пианистка Наталья Богданова, дирижер Владислав Булахов и меццо-сопрано Ольга Сидоренко по ходу действия превращались в актеров и чтецов. Фото автора
Литература и музыка… Вечные соперницы во внимании людском, вечные сестры во всеобъемлющем мире искусства. Он – принадлежал всецело литературе, она – музыке. Он – известный писатель, она – знаменитая певица. Перипетии судьбы: его дочь воспитывалась в ее семье в другой стране. Он – Иван Сергеевич Тургенев, она – Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо.
«Песнь торжествующей любви» – так озаглавили музыкально-литературный спектакль о судьбе Тургенева и Виардо, премьера которого состоялась на днях в Москве, его создатели – дирижер Владислав Булахов и режиссер Анна Великотная. К слову, синтез искусств в XXI веке вновь обретает популярность и привлекательность, а в этом спектакле он состоялся удивительно тонко и искусно – в малой, но яркой форме и камерном, но торжественном пространстве концертного зала «На Пушечной». Здесь будто все переплелось – эпоха Тургенева и Виардо «зазвучала» в исполнении солистов и оркестра «Времена года», Владислав Булахов и музыканты на протяжении спектакля превращались в актеров и декламировали.
В основу спектакля положены письма, дневники, воспоминания Тургенева, Виардо и их современников. «Мы стремились к гармоничному единению литературы и музыки, единению реальной истории двух великих людей и того, что можно назвать «чувствами» в прошлом», – поделилась замыслами Алина Великотная.
Высокое искусство часто кажется таким холодным и отстраненным от простого человека, но, когда слова или музыка достигают души и разума, этот лед превращается в нечто согревающее и близкое. Так, изысканный слух публики согрела музыка Глинки, Варламова, Чайковского, Верди, Шуберта, Беллини и иных композиторов, а стихи одного из главных героев спектакля – Ивана Тургенева, а также Нестора Кукольника, Афанасия Фета, Кристиана Фридриха Шубарта и других поэтов – были частью вокально-инструментальных номеров. Оперные арии и романсы чередовались с инструментальной музыкой в исполнении оркестра «Времена года» и солистов «Москонцерта» – ведь слушателю нужно время для того, чтобы осмыслить слово. Так же как и актуальное искусство каждой эпохи, пройдя жернова времени, может стать Вечным. Литература и музыка… Вечные спутницы Песни торжествующей любви.