Юрий Безелянский не любит одалживаться мудростью у Интернета. Фото Армена Тер-Месропяна
Писатель и журналист Юрий Безелянский (см. интервью с ним в «НГ-EL» от 06.04.17) отметил свое недавнее 85-летие персональным вечером в литературном клубе «Некрасовские пятницы». Он – автор почти 40 книг, среди которых «99 имен Серебряного века», «Знаменитые писатели Запада: 55 портретов» и др. Хотя его книжный дебют состоялся на седьмом десятке лет. В условиях советской цензуры полноценная, объективная историографическая работа, к которой он всегда тяготел, не была возможной. Лишь в разгар перестройки он смог выйти в широкую печать, вначале в ранге хроникера-календариста. Пресса 1990-х окрестила его хранителем времени, а ведущий клуба Сергей Нещеретов сравнил с Шахерезадой и Жаном д’Аламбером, знаменитым французским энциклопедистом.
Оправдывая эти сравнения, Безелянский за полтора часа обрушил на аудиторию лавину пестрых сведений о многих явлениях культуры и о своей жизни, попутно декламируя стихи – поэтов Серебряного века, русских эмигрантов ХХ столетия, а также собственные, писавшиеся с отрочества. Столь же рано будущий просветитель стал вести дневник, а сейчас он посетовал: слишком скупо там отражены впечатления от его встреч с бывшими одноклассниками Андреем Тарковским и Андреем Вознесенским.
Себя Юрий Безелянский числит среди сугубых гуманитариев, кому страсть «нажимать на кнопочки» чужда, и он до сих пор так и не подружился с компьютером и Интернетом, работая вручную и черпая знания из книг и огромного личного архива. При этом писателя печалит, что многие творческие люди подстраиваются под общепринятые тренды, жертвуя культурной преемственностью ради быстрого успеха, и что молодые поколения перестают ценить мысль, стараясь прожить как можно проще и примитивнее.
Вслед ехидному вопросу Нещеретова о перспективе получения юбиляром Нобелевской премии он рассказал, как, будучи на итальянской (теперь, естественно, музейной) вилле Альфреда Нобеля, занес в гостевой альбом примерно такой пассаж: «Господин Нобель, пожалуйста, за хлопотами не позабудьте и об одном хорошем литераторе из России». Реакции со стороны шведских академиков пока не последовало…