В Твери прошли уже третьи научные чтения, посвященные окружению Салтыкова-Щедрина. Первые (2015) назывались «М.Е. Салтыков в кругу тверских современников», вторые (2016) – «М.Е. Салтыков и его литературные современники», а теперь – «М.Е. Салтыков в кругу родных и друзей».
Собирались в районной библиотеке им. крестьянского поэта Спиридона Дрожжина. Доклад Инны Поведской (Тверь) «Семья Любови Евграфовны Салтыковой: новые материалы» был посвящен семейству сестры писателя, вышедшей замуж за майора Николая Зилова. Прозвучали даты рождения и смерти всех членов семьи, были прослежены судьбы детей и внуков Зиловых. После ранней смерти сестры и ее мужа Салтыков помогал утвердиться на жизненной стезе племянникам и племянницам.
Рассказ о членах семьи Зиловых был продолжен в докладе Ольги Культепиной (Москва) «М.Е. Салтыков и его племянница П.Н. Веревкина». Оперная певица Прасковья Веревкина после окончания Петербургской консерватории выступала на столичной и провинциальной сценах. Она наиболее тесно из всех Зиловых поддерживала отношения с писателем. Анализ эпистолярия Салтыкова и Веревкиной, хранящегося в РГАЛИ, дает основание говорить, что Салтыков был покровителем своей племянницы, и это сыграло большую роль в жизни певицы, не слишком счастливой в артистической карьере.
Доклад Евгении Строгановой «…Родился почти тогда же, когда и М.Е. Салтыков»: Виктор Павлович Гаевский» был посвящен одному из лицейских приятелей писателя, с которым он общался на протяжении всей жизни. Литературный критик, историк литературы, библиограф, адвокат, общественный деятель, Гаевский представлял собой характерный тип столичного человека либеральных убеждений. Он работал в комитете Литературного фонда. В первой половине 1860-х годов Гаевский оказался одним из фигурантов дела «о сношениях с лондонскими пропагандистами», в 1870-х выступал защитником на политических процессах, но в целом его интересы были далеки от острых социальных проблем. Сохранилось около 70 писем и записок Салтыкова к Гаевскому, которому он намеревался передать распоряжения на случай своей смерти. Но судьба распорядилась иначе: Гаевский умер на год раньше, чем Салтыков.
Доклад Михаила Строганова – «Салтыков и братья Танеевы». Их отец Иван Ильич был образован (медик и филолог), а после женитьбы успешно служил во Владимире, где в 1856 году познакомился с Салтыковым, приехавшим сватать Елизавету Болтину. Старший брат Владимир – философ, адвокат, общественный деятель, знакомый Карла Маркса, который назвал его «преданным другом освобождения народа» и подарил свой портрет с автографом. В 1866 году Владимир был в числе первых присяжных поверенных в России, тяготея к защите социал-радикалов. С Салтыковым их сближала провокативная парадоксальность мысли. Переехав в Москву (1872), Владимир отошел от политических процессов, общался с Салтыковым редко и только по деловым вопросам, а душевная близость исчезла. Перелом отношений, вероятно, был связан с братом Владимира Павлом, адвокатом, также знакомым с Салтыковыми. Ходили слухи о его кратковременном романе с супругой писателя, Елизаветой Аполлоновной. Современники единодушно отрицали этот факт, но Салтыков ревновал жену, и накануне поездки в Баден-Баден в апреле 1875 года отношения супругов находились на грани разъезда.