Поэт Владимир Герцик демонстрирует видеоинтервью своей супруги Ирины Добрушиной. Фото автора
В клубе «Стихотворный бегемот», что в подмосковной Малаховке, прошел вечер памяти поэтессы, прозаика, математика Ирины Добрушиной (1928–2014). Его организовал и провел ее муж, поэт Владимир Герцик. Он представил сборник ее рассказов «Оранжевая собака. Степь и горы». По мистическому стечению обстоятельств вечер попал на день рождения героини.
Ирина Добрушина окончила механико-математический факультет МГУ в 1953 году, работала в Московском планетарии, преподавала в МАИ и т.д. Стихи писала с детства, но серьезно к ним не относилась, писала также пьесы. В 1968 году, когда она познакомилась с Герциком, у них возник уговор – забыть о том, как они писали раньше, начать писать «с чистого листа». Первым произведением нового периода Добрушина считала стихотворение «За домом – сад…». Публиковалась она с 1992 года в альманахе «Теплый Стан», журнале «Арион», антологии «Самиздат века». В 1996 году вышел сборник стихов и рассказов «Колючий куст» с ее собственным графическим оформлением.
Основную часть вечера в «Стихобегемоте», и это было логично и концептуально обоснованно, занял показ отрывков из видеоролика интервью с Добрушиной в передаче Booking на канале «Живое ТВ», снятой в 2008 году по случаю 80-летия поэтессы и 40-летия ее совместной жизни с Владимиром. Передачу провел поэт и прозаик Юрий Проскуряков. Беседа дала представление об облике поэтессы, манере ее общения, позволила услышать, как она сама читает свои стихи и рассказы. Конечно, было важно из уст автора услышать о ее взглядах на то, какой должна быть проза. «Минималистская» в ее понимании это не проза малого объема, а проза с особым стилем, где все заострено на действии, на развитии сюжета. Образцы такой прозы, по ее словам, представил Пушкин, и продолжил Лермонтов. Этому стилю Ирина противопоставляла Гоголя с его гиперболизмом, орнаментальным строем фразы, экспрессивностью, метафорой, насыщенностью деталями. В XX веке, по ее мнению, стилю пушкинской прозы наследовали Варлам Шаламов и Рубен Давид Гонсалес Гальего. Рассказы Ирины Добрушиной – это повествование строго автобиографичное (автор и лирическая героиня слиты в одно), беспримерно честное, выявляющее непримиримую позицию автора в отношении любой несправедливости.
В передаче Добрушина и стихи читала: «В комнате очень яркий свет/ Я сижу, сижу/ На тебя гляжу,/ А тебя все нет и нет». Прозвучали рассказы про неудачную попытку стать дрессировщицей медведей, про суровый и жестокий больничный быт и др. После просмотра Владимир Герцик прочитал свой и Ирины Добрушиной «сдвоенный» рассказ, в котором они, каждый по-своему, описали историю их знакомства, случившуюся 31 декабря 1968 года.
О своем общении с Ириной Добрушиной также рассказывали заведующий отделом поэзии журнала «Ковчег» поэт Юрий Перфильев, поэты Олег Назаровский, Вера Сажина, Александр Воловик и др.