Выставка «Книга глазами дизайнера», работающая до 24 марта в новом Ивановском зале Российской государственной библиотеки (РГБ), напоминает коллекцию какого-то книгочея и волшебника. Здесь собраны книги разных стран и эпох. Ренессанс и конструктивизм, барокко и модерн, Италия и Япония, Турция и Россия. От парижской «Хиромантии, физиогномики и геомантии» 1657 года до тифлисской футуристической брошюры с заумным текстом Ильи Зданевича и головокружительной типографикой. От набранного «в талмудическом стиле» сборника посланий папы Бонифация VIII до «Арифметики» Леонтия Магницкого – легендарного учебника петровских времен. А вот дикая и дерзкая книжка Василия Каменского «Нагой среди одетых» (1914), отпечатанная на обороте обоев: ее «верхний правый угол отрезан, как ухо Ван Гога», отмечает комментатор.
Эти книги для выставки отобрали не сотрудники РГБ, не книговеды, не историки литературы. И даже не антиквары-букинисты. Экспертами стали 14 московских дизайнеров, активно работающих в книгоиздательской сфере: Борис Трофимов, Николай Калинин, Анатолий Гусев, Анна Наумова и др. Те, кто создает сегодня художественную книгу, выбрали на свой вкус в хранилищах Ленинки по нескольку книг и сформировали свои личные разделы выставки. Экспозиция напоминает, что книга может быть не только источником информации, но и произведением искусства, конструктивно-дизайнерским артефактом. Раритеты конца ХV – начала ХХ века оказались интересны современным художникам, достаточно почитать их сопроводительные эссе к выбранным книгам. Приемы старых мастеров – типографов, иллюстраторов, переплетчиков, наборщиков – вызывают восхищение и сегодня, в век цифровых технологий. Современный книжный дизайн во многом вышел из «Апостола» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Это лишний раз доказывает и выставка самых красивых российских книг ХХI века на втором этаже. Там же можно увидеть типографские принадлежности былых времен.
«Гвоздем» проекта признали краеведческое издание – путеводитель для направляющихся из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. В то время между российскими столицами еще не ходил поезд, и эта книга-перевертыш была рассчитала на неспешное чтение в карете. «Символично, что копеечный путеводитель без картинок в 1841 году назвали словом «спутник». Спутник, кроме прочего, это то, что преодолевает оковы тяготения и выходит в космос. Устройство данного издания таково, что оно преодолевает временные, жанровые и прочие рамки. Это… самая концептуальная русская книга, а может быть, не только русская», – пишет о ней дизайнер Евгений Корнеев. Он же смакетировал в белом минималистском стиле и каталог выставки.
Кстати, почему такое название – Ивановский зал? Сто лет назад, рассказывают сотрудники РГБ, на этом месте был зал, где кроме прочего демонстрировался и шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу». После революции картины вывезли, а выставочный зал снесли. Построенный на его фундаментах Ивановский зал унаследовал функцию предшественника.