Сергей Нещеретов признался в симпатии к Ивану Ермолаеву. Фото Армена Тер-Месропяна
В Библиотеке им. Некрасова состоялось очередное, 11-е заседание литературного клуба «Некрасовские пятницы», посвященное почти полностью безвестному поэту XX века Ивану Ермолаеву. Это человек интереснейшей и драматичной судьбы, проживший долгую, наполненную тяжелыми испытаниями жизнь.
Ведущий клуба Сергей Нещеретов рассказал о том, как в юности узнал о Ермолаеве и увлекся им. Вниманию собравшихся был предложен фрагмент документального фильма тележурналиста Юрия Беспалова «Последний кронштадтец», где звучит откровенный монолог поэта о себе и своем времени. Основное событие, повлиявшее на всю его жизнь, – Кронштадтское матросское восстание 1921 года, активным участником которого он был. Уцелев в жестоких боях, Ермолаев с отрядом сослуживцев нашел убежище в Финляндии, но спустя год добровольно вернулся в советскую Россию, зная, что его как государственного преступника ждет наказание. Освободившись из заключения в островном концлагере Соловки, он обосновался в Нижнем Новгороде, проработал до пенсии инженером-строителем. «Был людям нужен как строитель, а как поэт не нужен был…» – эти строки в полной мере выражают душевную боль неуслышанного поэта, чей 79-летний литературный стаж вызывает уважение. Его стихи ведущий назвал «частью той не Атлантиды, а Талантиды, которая годами накапливалась, как ил, на дне прозрачного советского мира».
Затем к залу обратился главный гость вечера – филолог из Нижнего Новгорода Юрий Изумрудов, автор-составитель книги «Нижегородский поэт Иван Ермолаев: портрет на фоне эпохи», вышедшей тиражом 150 экземпляров. Он поведал о нелегком процессе создания книги, о стремлении ввести поэта-невидимку в историю литературы. Большую помощь при этом оказал Юрий Беспалов, друживший с Ермолаевым и сохранивший его архив.
Филолог Евгения Суслова выразила мнение, что названная книга – не только документальный роман, но и методологическая поэма. Поэт Владимир Александров прочел раннее стихотворение Ермолаева, обнаружив там следы влияния Федора Сологуба, хотя Ермолаева принято относить к приверженцам имажинизма. Надо отметить, Иван Алексеевич встречался в послереволюционной Москве с Сергеем Есениным, лично знал Вадима Шершеневича и Анатолия Мариенгофа. После тюремных мытарств Ермолаев предпочел уединение и сочинение стихов «в стол». Погиб в результате несчастного случая на 96-м году…