Практик и теоретик видеопоэзии
Михаил Квадратов. Фото автора |
Из глубины парка доносились песни групп «Ляпис-Трубецкой» и «Браво», но поэты, собравшиеся у пруда, не слушали музыку. У них были другие задачи. В парке «Усадьба Воронцово» в рамках образовательного проекта – авторских лекций поэта Натальи Поляковой «Литературные прогулки. Лекции. Исследования. Творчество» состоялись прогулка и лекция о видеопоэзии поэта Михаила Квадратова, автора поэтических книг «Делирий» (2004), «Землепользование» (2006), «Тени брошенных вещей» (2016), который со своими видеоработами входил в короткие списки фестивалей «Пятая нога» (Россия), «CYCLOP» (Украина), Sadho fest (Индия) и O Bheal Competition (Ирландия).
В своем творческо-юмористическом рассказе Квадратов определил видеопоэзию как «видеоряд, наложенный на звучащий стихотворный текст. То же самое, что клип на песню». Серьезные замечания автор сделал по поводу использования в клипах музыки: «Музыка вообще противопоказана стихотворному тексту. В нем есть своя мелодия, она начинает бороться с музыкой внешней, и чаще всего внутренняя музыка проигрывает под грубым напором. Или, если музыка стиха сильна, случается диссонанс. Когда стих хорошо ложится на музыку – он ослабленный, больной». Квадратов заметил, что сам он, например, использует в поэтических видеороликах «рев моторов, вой дельфинов, взрывы, электрические разряды, а однажды применил топот стада слонов и истерические крики обезьян».Из глубины парка доносились песни групп «Ляпис-Трубецкой» и «Браво», но поэты, собравшиеся у пруда, не слушали музыку. У них были другие задачи. В парке «Усадьба Воронцово» в рамках образовательного проекта – авторских лекций поэта Натальи Поляковой «Литературные прогулки. Лекции. Исследования. Творчество» состоялись прогулка и лекция о видеопоэзии поэта Михаила Квадратова, автора поэтических книг «Делирий» (2004), «Землепользование» (2006), «Тени брошенных вещей» (2016), который со своими видеоработами входил в короткие списки фестивалей «Пятая нога» (Россия), «CYCLOP» (Украина), Sadho fest (Индия) и O Bheal Competition (Ирландия).
Во время лекции прозвучало выражение «клиповое восприятие», которое породило небольшую полемику в рядах слушателей. Еще один присутствовавший на прогулке специалист по видеопоэзии – поэт Алексей Ушаков – сделал интересное сообщение, в котором заметил, что поэзия как раз и является, по сути, клиповой формой подачи и восприятия информации. Он привел в пример схему построения клипа (для того чтобы показать, что человек собирается в путь, нужно дать три кадра: он снимает чемодан с полки, бросает туда вещи и стоит с чемоданом на вокзале) и стихотворение Сергея Есенина: «Еду. Тихо. Слышны звоны/ Под копытом на снегу./ Только серые вороны/ Расшумелись на лугу».
По традиции прогулялись вокруг пруда и почитали стихи. Стихотворение Квадратова напомнило считалочку из фильма ужасов про Фредди Крюгера: «Я боюсь признаться маме:/ Кто-то есть за облаками./ Раз-два-три-четыре-пять,/ Он позвал меня играть./ Мы играли две недели,/ Две недели мы глядели,/ Кто кого перекричит,/ Кто кого перемолчит». Алексей Ушаков в отличие от него не нагнетал саспенс, а пытался вскрывать глубинные смыслы: «Говорят, что поэзия требует слов,/ Говорят будто слово – основа основ,/ Но и то и другое – неверно./ Все слова – кирпичи, пригодится – любой,/ И основа основ – это все же любовь,/ А поэзия требует нервов».
Во время чтений мимо шла пожилая пара, которая, попав в «круг», остановилась. Было непонятно, насколько им интересно. Переждав выступление, пара двинулась дальше. Эта мимолетная реакция доказала сходство поэзии с «красным светом» – тревожной лампочкой беспокойства.