Анатолий Найман читал стихи и вспоминал прошлое. Фото автора
На сцене клуба «Китайский летчик Джао Да», где когда-то давала свои первые московские концерты группа «Ленинград», прошел поэтический вечер, организованный Юрием Крыловым – поэтом, издателем и литературоведом. Поводом стала книга стихов Анатолия Наймана, озаглавленная «Никоторый час». Он и выступал первым – реальный классик, один из последних поэтических мастодонтов советской эпохи, всегда категорически выступавший против любых политических лозунгов. Его строки звучали философски, глубоко, от них исходило ощущение безвременья. А потом Найман снимал очки, оглядывал зал и начинал рассказывать о своей жизни, знакомстве с Бродским, об Америке, о шестидесятниках и причинах вступления в литобъединения. В эти моменты ушедшие времена снова оживали и становились неподдельно-реальными.
Поэт Всеволод Емелин – любимец публики. Он выступал вторым. Его артистизм и стихи, на первый взгляд остросюжетные, а на деле искусно-метафоричные, раз за разом пленяют любой зал. В одном из интервью Емелин признался, что является транслятором народного нарратива, при этом поэт добавил, что лишен идеологии. На деле выходит так, что его стихи читают правые и левые, патриоты и либералы. Это доказывает, что перво-наперво Всеволод Емелин транслирует в мир свой талант, а он, как известно, воздействует на человеческие души универсально.
Организатор вечера – Юрий Крылов – представил третью поэтическую линию. Его выступление было тихим, как ночной разговор на кухне. Голос был похож на низкий рокот, таким общаются со старым другом или с любимой женщиной. Стихи Юрия Крылова говорили о жизни, о материальном, а потом материальное внезапно подвергалось деконструкции и там, где виделся тупик, открывался новый путь. К сожалению для тех, кто любит простые решения, новое направление всегда оказывалось неожиданным, но, видимо, в этом и есть главная сила психоделической поэзии.