Вячеслав Шведовский представляет
книгу Татьяны Шведовской «Сини воды и неба объятья». Фото автора |
Ранняя осень – пора созревания ягод, фруктов и овощей. А в редакции журнала «Юность» это и пора традиционных «Черешневых чтений». В этом году они были посвящены памяти поэтессы Татьяны Шведовской, которая ушла из жизни около двух лет назад. Родилась она в Алма-Ате в 1945 году, в потомственной семье горных инженеров. Автор двух книг, выпущенных издательством журнала «Юность».
Открыл «Чтения» главный редактор «Юности» поэт Валерий Дударев. Он сказал, что Татьяна Шведовская – «неотъемлемая часть «Юности». Как и вся ее семья: муж Вячеслав Шведовский, ученый-физик, два сына – Феликс Шведовский, писатель, буддолог, и Олег Шведовский, художник, а также и внук Евгений Шведовский. Все они пришли на «Черешневые чтения» и представили книгу Татьяны «Сини воды и неба объятья», которую подготовили всей семьей.
Вячеслав Шведовский прочитал вслух стихи из этой книги, сказал, что он воспринимает их не по строчкам, а все в целом: «Я хочу тебе присниться,/ Чтоб ты тосковал…», «Белое льющееся молоко кокоса,/ Сочность оранжевого персика», «Я не ем чужой малины», «Слышишь какой-то китайский звоночек… Ты зовешь меня под яблоню/ Пить чай». В ее стихах есть что-то от восточной и японской поэзии, и в них ее душа порхает белой бабочкой, не зря она изображена и на обложке книги, как «код внутреннего пространства», как «кредо». В ее поэзии есть и «очистительная, очищающая гроза».
Писатель и критик Игорь Михайлов, автор предисловия к представленной книге, сказал, что Татьяна никогда никого «не обременяла собой», никого не загружала своими «заботами», угощала всех, кто приходил в «Юность», виноградом, черешней, она была «воистину ангелом», и стихи у нее «светлые и ясные». «Я видел в метро, как она ехала в «Юность», поднималась по эскалатору, – вспоминал Михайлов. – Она ехала с просветленным лицом, словно поднималась из низшего мира в верхний, горний мир».
Олег Шведовский, оформитель обеих книг Татьяны, принес с собой рукопись своих воспоминаний о ней, которые он писал почти каждый день в течение двух лет, – «Возведение монумента». Текст состоит из кусочков, складывающихся в монумент, созданный сыном в честь своей мамы. Олег прочитал несколько: «Если бы не ты, меня не было бы в этом мире. Спасибо тебе…», «На мои дни рождения ты готовила самую острую и самую вкусную пиццу, которую я когда-либо ел…», «Мы с тобой объездили весь Крым (были в Евпатории, Феодосии, Судаке, Новом Свете, Севастополе)… Благодаря тебе я посетил уйму экскурсий, прочел множество книг, нарисовал кучу акварелей…», «Благодаря тебе я понял: каждый человек незаменим, каждый момент (жизни) ценен…»
Феликс Шведовский отметил, что она была «очень музыкальная», чувствовала «Звуки музыки божественные, Приближающие нас к высшим сферам».
Автор «Юности», поэтесса Нина Краснова сказала, что Татьяна «очень утонченная, восторженная натура» и, да, «очень музыкальная», и это отражено в ее стихах. Она умела восторгаться талантливыми людьми и их талантами. Нина Краснова прочитала страницу устных воспоминаний Татьяны о певце и литераторе Анатолии Шамардине, умершем на полгода раньше ее. Татьяна очень сильно переживала. Она приняла участие в самом первом незапланированном вечере памяти Анатолия в ЦДЛ.
За столом с тарелками вишен-черешен и с бутербродами, сидя под портретами Анны Ахматовой, Ларисы Васильевой, Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко и иже с ними, как под иконами, выступили Светлана Шипицына, Марианна Галиева, Игорь Рутковский, Юрий Блинов, Генрих Палоян, Дмитрий Горяченков, Эльдар Абузяров, Эдуард Скворцов, сестра Татьяны Шведовской Ольга. А внук Евгений исполнил под гитару несколько песен Александра Башлачева.