Николай Калиниченко очерчивает
границы жанра фэнтези. Фото Александра Серова |
Центральная городская молодежная библиотека им. М.А. Светлова принимала любителей фантастики, явившихся посмотреть, как поэт и писатель Николай Калиниченко будет «метить» границы фэнтези. Название лекции «Территория фэнтези. От «Руслана и Людмилы» до «Игры престолов» совмещало на первый взгляд трудно совместимые вещи. Однако после того, как Николай последовательно выделил девять основных, по его мнению, признаков фэнтези и продемонстрировал их наличие в героической поэме Пушкина, стало ясно, что Александр Сергеевич вполне может претендовать на роль одного из основателей столь популярного сегодня направления.
Одной из главных задач лекции, по словам Калиниченко, являлась попытка обозначить границы фэнтези по отношению к другим жанрам и направлениям художественной литературы. Докладчик сделал это довольно наглядно, сопровождая свои выкладки составлением карты воображаемого государства фэнтези на просторах литературного континента. И хотя подробность и качество исполнения карты оставляли желать лучшего, нужно признать, что лектор все же достиг желаемого. Границы фэнтези стали четче.
Другой целью выступающий поставил показать основные этапы развития волшебной литературы за два прошедших столетия. На этом пути были упомянуты отец британского фэнтези Уильям Моррис и печальный создатель Конана-варвара Роберт Говард, автор знаменитых «Хроник Амбера» Роджер Желязны и литературный отец польского ведьмака Геральта Анджей Сапковский. Не обошлось, конечно, и без рассказа о Джоне Рональде Руэле Толкине и его романе «Властелин колец». Указав появление этого произведения как переломный момент в истории фэнтези, Николай Калиниченко достаточно подробно остановился на важных отличиях произведений Толкина от романов-предшественников. Неожиданно прозвучало сравнение хоббита Бильбо Бэггинса с гоголевским «маленьким человеком».
Очередным «этапным» для фэнтези произведением докладчик назвал «Песнь льда и огня» американца Джорджа Мартина. Лектор предварил рассуждение о нем ремаркой: «А сейчас мне предстоит говорить о вещах неприятных и даже зловещих». Оказалось, что в представлении Николая Калиниченко Мартин является чуть ли не провозвестником грядущего конца света. Докладчик показал, как Мартин последовательно и с удовольствием проводит претендентов на роль доброго героя через нравственное испытание и как те – один за другим – проваливают его. Лектор подчеркнул, что в мире Мартина без доброго героя и без доброго бога могут выжить лишь злые люди, отказавшиеся от человечности, а огромная популярность эпопеи и последующей экранизации – следствие того, что эта идея не чужда и нашей реальности. Была также подчеркнута аналогия между волшебными многолетними холодами и ядерной зимой. Правда, в заключение Николай Калиниченко выразил надежду, что наш мир все же отличается от мрачной реальности «Игры престолов» и силы добра в нем не настолько беспомощны, как это представляется Джорджу Мартину.