Елена Исаева, Игорь Волгин
и Инна Кабыш в Переделкине. Фото автора |
Приглашая на свой авторский вечер в Музей Булата Окуджавы в Переделкине, Инна Кабыш пообещала всем, что дождя в этот день не будет. И его не было. Хотя до этого он лил целую неделю, как из ведра. Вечер состоялся при солнечной погоде, на пленэре, на свежем воздухе, во дворе музея – около деревянного домика с улыбающимся портретом хозяина над центральным окошком. «Сюда пришли мои друзья, которых я люблю не только как друзей, но и как поэтов. Здесь собрался цвет нашей современной поэзии», – сказала Инна, высокая и стройная, в платье нежных розоватых и зеленоватых тонов, под цвет букета лилий в вазе на дощатой эстраде.
Она сидела на сцене, за журнальным столиком, вместе с ведущим вечера, поэтом Олегом Хлебниковым, который и выступил первым. Он сказал, что Инна – большое и яркое явление. Это же самое подтвердили своими речами о ней критик Лев Аннинский и поэт Игорь Волгин. У последнего она занималась в творческом семинаре, когда училась в Литературном институте. Оба отметили «мощную энергетику», которая чувствуется в ее стихах.
Марина Кудимова добавила, что Инне по плечу стихи не только на лирические темы, но и на социальные, у нее очень широкий и разнообразный круг тем.
Стихи Инны проанализировала Анна Саед-Шах – заметила, что они очень неординарны, их не спутаешь ни с чьими, на них стоит авторская печать.
Елена Исаева, которую связывает с героиней вечера давняя дружба, ведь они на заре туманной юности вместе посещали поэтическое кабаре Алексея Дидурова, обратилась к Инне с такими словами: «Вот твои стихи. Вот мои стихи… Вот твоя арба, вот моя арба. Нам всю жизнь тащить этот воз…» И пожелала ей тащить этот воз с легкостью и радовать нас новыми стихами.
Вот такое резюме высказал Валентин Резник: «У нас издается 95% книг, которые если не читать, то никакой беды не будет, но книги Инны Кабыш нельзя не читать».
Евгений Чигрин произнес: «Инна Кабыш – настоящий поэт. Она обладает тончайшим поэтическим слухом. В каждой строке у нее свой звукоряд, свои ноты. Ее поэзия это высокое искусство, это не деревенский хор, – хотя я не против деревенской самодеятельности, – а хор Большого театра, опера со сложными партиями».
В своей любви к сестре по перу призналась Нина Краснова: «У меня есть посвящение Инне Кабыш: «Все поэтессы если б да кабы ж/ Писать умели, как Инна Кабыш». Но в том-то и дело, что писать, как Инна Кабыш, умеет только она. Каждый настоящий поэт неповторим и единственен. И Инна такая единственная и неповторимая, в одном экземпляре!»
Валерий Лобанов сделал неоспоримое заключение: «У нас в поэзии существует своя иерархия. И Инна Кабыш не на нижней, а на верхней ступеньке этой иерархии, с нашими лучшими поэтами». И прочитал свои стихи «Ахматова и Пастернак да Инна Кабыш…»
Инна Кабыш получила множество записок из зала. И ответила на них.
На вопрос, какой у нее главный девиз, она ответила, что у нее не один девиз, а несколько, вот некоторые из них: «Дорогу осилит идущий», «На Бога надейся, а сам не плошай», «Глаза боятся, а руки делают»… Инна Кабыш сказала, что школа, где она преподает русский язык и литературу, со всеми издержками, – это ее «счастье», и ее «каторга», «галера», которая тоже есть счастье. И что она ждет каникул, как и все школьники, чтобы побыть свободной от уроков, стать максимально свободной. Потом она поведала, что у нее бывали периоды, когда она годами не писала стихов или писала очень мало, а сейчас пишет много, почти каждый день, что стихи – это, по существу, молитвы, которые или доходят до Бога, или не доходят. На вопрос, кого из поэтов она любит, Инна ответила, что любит всех, кто присутствует на этом вечере, а из ушедших – Анну Ахматову, Гумилева, а самый заветный поэт у нее Заболоцкий, у которого в стихах – глубокая философия и нет никаких понтов. Как известно, Цветаева ненавидела быт, не любила стирать белье, мыть полы, в связи с этим Инну спросили, как к быту относится она. Инна ответила: «Если я в стихах и в жизни стираю белье, мою полы, это не значит, что я это люблю, просто я делаю «должное», по Толстому, то, что я должна делать как жена и мать. «Ибо прежде всего я ребро, а потом уже – арфа и лира» и потому что «Золушки ездят на бал,/ Предварительно вымывши рамы».
Инна читала свои стихи из разных книг и новые стихи, которых пока нет в печатном виде: «Никакая война не бывает нерусской…», «До того ль мне, что творится в мире?», «Такая тишина повсюду,/ Как будто Бог меня оставил…», «И будет день, и будет Слово, и снова день», «Я пишу все короче», «Уплывает мой выросший сын», «Я стираю казенные шторы… Я чужое стираю белье…»… Прочитала она и свои известные стихи 90-х «Кто варит варенье в июле…», о которых Евгений Евтушенко говорил, что она попала «в нерв нации». Ведь людям в это время надо было выживать в условиях рыночной системы, приспосабливаться к ней, и они варили варенье и, не собираясь уезжать из России на Запад, искать лучшие условия.
Геннадий Калашников дал свою характеристику стихам Инны Кабыш: «Они обладают силой притяжения!» Он прочитал свои стихи: «Последний трамвай, золотой вагон», с концовкой: «Живи… живи!» И призыв этот, естественно, адресовал Инне.
Гости и участники вечера, который получился теплым и неформальным, говорили о ней все самое хорошее, в самых высших степенях. В финале артист Андрей Крамаренко спел песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…». Да, Инна Кабыш услышала на своем вечере огромное количество комплиментов. Они были разнообразны, но, как прокомментировала сотрудница Балашихинской библиотеки Марина Буян, во всех в них было нечто общее – «восхищение творчеством и личностью Инны Кабыш».