Поэтесса Наталья Полякова читала
стихи про каштаны. Фото Анатолия Степаненко |
Проект «Культурная инициатива» провел закрытие сезона – или, если использовать устоявшееся выражение – «веерное отключение литературного сезона». «Отключение» – правда, ненадолго, до конца августа – прошло в Музее-квартире А.Н. Толстого на Спиридоновке, клубах «Китайский Летчик Джао Да» и «Дача на Покровке».
Самый последний вечер состоялся в Музее Серебряного века, где выступило около 20 поэтов. По традиции в летних итоговых вечерах принимают участие авторы, в минувшем году принимавшие участие в мероприятиях «Культурной инициативы».
Ведущий вечера Юрий Цветков напомнил слушателям, что подобные вечера скорее можно назвать встречами друзей, единомышленников, которые собираются, чтобы вспомнить, как все было. Одной из первых читала Инга Кузнецова, участвовавшая в вечере поэтической группы «К-АМЕБА». Недаром в предисловии к новой книге «Откровенность деревьев» поэтесса на полном серьезе пишет, что ощущает себя деревом: в живой и трепетной манере ее чтения, казалось, было слышно чуткое дрожание ветвей, чувствительное ко всему происходящему вокруг – даже к тому, что сидевший в первом ряду поэт Андрей Чемоданов ерзал и пытался выйти из зала.
«Не уходи, подожди, Чемоданов!» – восклицала Инга и читала: «Там собака, бегущая против шерсти/ с улыбкой на длинном лице/ и уже я так явно в ее удивительной шкуре/ в длинношерстном потрепанном пальтеце/ с разлохмаченной шевелюрой» и «любовь ты плоть на сковородке/ ты вонь и голова селедки/ все ты любовь/ ты режешь зрительные нервы/ как ржавой бритвой Питер первый/ рвал бороды любовь».
Женское «бельканто» сменил твердый мужской «баритон» Юлия Гуголева, который читал значительно и веско, словно впечатывая в воздух строки, напоминая баснописца XIX века, но читал не басни, а резкие мудрые сатиры нашего времени: «Вот буфет. Средь киселя и творога,/ всякой прочей шатии съестной/ нет-нет да и вдруг потянет моргом,/ хлоркой, непросушенной сосной.../ Или вот, придя прощаться с трупом,/ чувствуешь, принюхавшись едва,/ странно, возле морга пахнет супом,/ светит солнце, шелестит листва...».
Стихотворением «Воспоминание о лете» продолжила Мария Фаликман: «Из-под ног выстреливали кузнечики, разлетались шмели./ И гудели пчелы, и недовольно бросали свои дела./ Мы сперва шагали, потом бежали, мы ждать уже не могли./ Впереди по карте была вода. А стало быть, жизнь была».
Алексей Сосна духоподъемно зажег зал в жанре звуковой поэзии, фактически пропев заключительный текст. Однако, пожалуй, больше запомнились краткие миниатюры, которыми он начал выступление: «Узок круг этих/ революционеров/ страшно далеки/они от народа но/ дело их не пропало»; «молодость прошла/ в ненависти к режиму/ молодость прошла/ ненависть тоже прошла/ один режим остался»; «как время летит/ мента майора послал/ совсем я взрослый».
Всеволод Константинов читал из цикла «Десятистишия»: «Ты крутил колесико часов,/ время никогда не отставало./ Вот уже не слышно голосов:/ полки бесполезного товара –/ крепость, что становится тюрьмой,/ телом с оседающей кормой./ Ну, а там за патиною улиц,/ не найдя в руках твоих приют/ три жены, три девочки проснулись,/ три старухи, кашляя, встают».
Дана Курская представила новые вещи «Жертвоприношение на прудах» и «Гроза», а также, по заказу, полюбившийся публике верлибр «Известно, что современные поэты…».
Выступающих было очень много, поэтому скромно, по одному стиху зачитали Наталья Полякова («Горят каштаны в тысячу свечей…») и Ганна Шевченко («Я целый день готовила и шила…»). Также выступали Дмитрий Бак («Поезд»), Андрей Цуканов («Бабочка», «Сколько лет заполнял я канистры…»), Игорь Лёвшин, Людмила Стамова, Юлия Скородумова («Про Буратино», «Про Апокалипсис»), Наталия Черных, Татьяна Милова, Михаил Вяткин.
Вообще воспринимать поэзию больше часа – это в некотором смысле пытка, тем более нужно отдать должное Татьяне Виноградовой, Григорию Горнову и Дмитрию Плахову, которые сконцентрировали уже рассеявшееся внимание публики и ярко завершили вечер.