Поэты на Цветаевском празднике в Александрове. Фото автора
В Александрове прошел юбилейный, ХХХV Цветаевский фестиваль поэзии. В этом году он был посвящен 100-летию «Александровского лета Марины Цветаевой» и 25-летию литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых.
Сюда в гости к своей младшей сестре Анастасии приезжала Марина Цветаева. Здесь были написаны многие стихи поэта, в том числе из циклов «Ахматовой» и «Стихи о Москве». А когда-то на даче Цветаевых состоялась и встреча с Осипом Мандельштамом, описанная в произведении «История одного посвящения».
Фестиваль длился целую неделю. На площадках музея то играли музыку Георгия Свиридова (в честь 100-летия со дня рождения композитора), то показывали фильмы о семье Цветаевых, персонажах Серебряного века и музее, то демонстрировали моноспектакль Веры Смоляницкой по стихам, прозе и письмам Марины Цветаевой «Пошли мне сад…».
Интересно, что это уже второй цветаевский спектакль в репертуаре актрисы, с первым она выступала два года тому назад.
Также в рамках фестиваля состоялся творческий вечер и открытие выставки «Морские сражения в годы Великой Отечественной войны» художника и писателя Александра Реутова, приехавшего из Амурска.
География, как и насыщенная программа фестиваля, впечатляет: сюда съезжаются музыканты, актеры, художники и поэты не только со всей России, но и из таких стран, как Англия и США. И с каждым годом, по словам директора музея и главного организатора фестиваля Льва Готгельфа, сюда стремится все больше и больше людей, которые влюблены в творчество Марины Цветаевой.
Кульминацией фестиваля стал вечер современной поэзии и музыки. В режиме нон-стоп современные поэты выступали перед публикой в зале под сводами Цветаевского музея. В промежутках между чтением стихов прозвучали музыкальные миниатюры Сергея Прокофьева, Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, Эдисона Денисова, Юрия Каспарова, Александра Вустина, Александра Скрябина, Дмитрия Шостаковича в исполнении солистов Московского ансамбля современной музыки.
Поэт Влад Васюхин порадовал историей о торговке розами на Киевском вокзале, которая сказала лирическому герою поэта: «Вы похожи на грузина...» А потом: «И уточнила хрипло: «На артиста.../ Фамилию забыла я его...»/ Я рассмеялся звонко: «На грузина?..»/ польщенный комплиментом: «На артиста?../ Ну разве что внутри на Цискаридзе.../ И он букеты покупал у вас?»/ Торговка розами (…)/ гипнотизировала: «Эти не берите./ Они не пахнут розами совсем...»/ И я ушел, не споря, не торгуясь (…)/ неся букет свой, как несет артист...» В другом стихотворении, видимо, тот же герой пустился в откровения о том, что на самом деле он дружит «со сложными людьми,/ трудными, как формула любви./ Что ни друг – китайской книги лист,/ каждый – пуп земли и эгоист./ Погляжу порой со стороны:/ как они нелепы,/ как странны! (…) Я им – не художник, не поэт,/ иногда – спасательный жилет. (…)/ Иногда зверею: черт возьми,/ что ж они не берегут мой век?/ Я же тоже/ сложный/ человек...»
Евгения Коробкова поделилась своим новым стихотворением, написанным в эпистолярном жанре: «Здравствуй, Лиза./ До свиданья, Лиза./ Вот и все. Спасибо за беседу. / Мне сегодня утром/ дали визу./ Это значит, Лиза, –/ Я / уеду./ Здесь непросто, суетно и криво./ Здесь всего одна была отрада:/ Хороши и свежи были сливы/ Сливы из чиновничьего сада./ Не печалься, Лиза, Бог с тобою/ Лучше посмотри, какое лето. / Крутится ромашковое поле/ Целое ромашковое поле/ Без ответа».
В стихотворениях, прочтенных Иваном Клиновым, было довольно много любопытных персонажей. Например, Александр Горгоныч, который «заводит свой танцмобиль». Оказывается: «У него под капотом чардаш, тустеп, кадриль –/ Ждут его заливные луга и деваха сверху./ Он давно уже лыс. Подает как брутальный стиль:/ Мол, ему сам Брюс Виллис брат, не страшна и перхоть».
Анна Маркина покорила душещипательной историей про слона. «Приходит человек в больницу,/ суется в нужное/ окно,/ но все без толку, все без толку –/ теперь там принимают только/ слонов./ И человек уже боится,/ он ждет устало у окна,/ он ждет, когда отправят на,/ он прямо чувствует в себе/ слона».
А Светлана Максимова, в свою очередь, пленила публику своей мелодичной поэзией, гармонично дополненной звуками австралийской трубы диджериду: «В полнолуние выпиваю бокал красного вина,/ чокаясь с луной, отраженной в моем окне./ После этого – в душе тишина,/ и вино,/ говорящее в тишине…»
В поэтических чтениях также приняли участие Станислав Айдинян, Олег Бабинов, Евгения Баранова, Леонид Бахнов, Мария Ватутина, Рифат Гумеров, Лёша Ефимов, Геннадий Калашников, Андрей Коровин, Ирина Машинская, Светлана Михеева, Андроник Романов, а также внучка Анастасии Цветаевой Маргарита Мещерская и другие