Владимир Крупин на фоне
церкви в Алепине. Фото автора |
Почитатели творчества Владимира Солоухина протоптали в Алепино столбовую дорогу. В этом году они приехали и пришли сюда – кто из соседних сел, кто из Владимира, кто из других городов. Совершили паломничество. Приехала сюда и группа из Москвы. На повороте к Алепину стоит деревянный столб с фанерной табличкой «К великому русскому писателю Владимиру Солоухину».
Перед двухэтажным домом писателя, у белого палисадника, на сцене с надувным резиновым навесом и с портретом «певца владимирских проселков» состоялся концерт из двух частей. Первую часть, как всегда, вел владимирский писатель Николай Лалакин, он представлял собратьев по перу и местных артистов, которые читали строки поэта и пели песни на его стихи. «Захотелось быть, быть, быть…/ Захотелось сметь, сметь, сметь./ За плечами смерть, смерть, смерть…»
Вторую часть вела, как обычно, Нина Карашова, она представляла гостей из Москвы: «Солоухинские чтения стали традицией. И проводятся на родине писателя уже девятнадцатый раз. И с каждым годом сюда приезжает все больше и больше народу. Владимир Солоухин великий писатель. Мы счастливы, что мы его современники...» – сказала поэтесса. Восхищаясь алепинской сиренью, она прочитала стихи о сирени: «Носила платье я в то лето/ Льняное, бежевого цвета,/ На Троицу сирень цвела…».
Писатель Владимир Крупин признался во всеуслышание: «Я многим обязан Владимиру Солоухину. Он всегда поддерживал, защищал и отстаивал меня, например когда критики набрасывались на мой «Сороковой день»… Какое счастье, что мы все здесь. Россия бессмертна, и мы бессмертны. И нам нечего бояться. И не страшно лечь в землю и соединиться с ней. С нами Бог со своей благостью».
Нина Краснова прочитала стихи Солоухина и свои. Она рассказала о том, как по книгам Солоухина «Владимирские проселки», «Капля росы», «Письма из Русского музея», «Черные доски» еще в своей юности открыла для себя не Америку, а Россию, и как печатала ему на машинке рукописи.
Фотохудожник и оператор Анатолий Заболоцкий много лет был знаком с Владимиром Солоухиным, оформлял его книги, в том числе «Соленое озеро». Он сказал: «Судьба была беспощадна к Солоухину. Он поразительно даровитый писатель и мог бы потеснить Чехова и других классиков. Но пришелся не ко двору у наших чиновников и оказался неугоден».
Валентин Суховский когда-то работал в «Нашем современнике» и там познакомился с Солоухиным. Он прочитал со своим характерным архангельским говорком стихи о трех миллионах загубленных казаков и о Соловках. Со стихами выступили казачка Лариса Черникова и редактор книг Солоухина Людмила Барыкина. По несколько песен спели Петр Урбановичус и Галина Митрофанова. Скрипач Андрей Волошин сыграл «Чардаш», «Белый танец» и «Цыганочку», и зрители едва не пустились в пляс.
Приветственное слово сказала и дочь писателя Ольга Солоухина, которая живет в Лондоне, но каждый год приезжает в Алепино. Она от имени Розы Солоухиной, жены писателя, и от имени всей семьи Солоухиных сказала спасибо тем, кто прибыл на праздник, и пожелала всем новых встреч под небом Алепина.
Приятной неожиданностью для всех было то, что на разрушающейся в Алепине церкви Покрова Пресвятой Богородицы появились строительные леса. Правда, о. Виктор Благочинный и о. Анатолий сообщили, что собранных денег хватает только на консервацию, для возрождения, о котором мечтал Солоухин, требуется государственная программа.
Затем в Собинке, в кафе «Рожковъ», состоялась вечерняя трапеза участников праздника, где они помянули и Владимира Солоухина, и его товарищей по духу, ушедших в мир иной, в числе которых Семен Шуртаков, Владимир Афанасьев, Наталья Зуева, Алексей Гладков, Юрий Емельяненко, Александр Кузнецов, Анатолий Шамардин, и иже с ними – Василий Белов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин…