Старейшая российская книжная серия «Жизнь замечательных людей» пополнилась новым томом. Объектом литературного исследования стали судьба и творческий путь Валентина Катаева – одного из самых противоречивых писателей ХХ века. Если не иметь достоверных сведений о нем, то поначалу, ознакомившись с фактами из его жизни, можно даже подумать, что он – персонаж вымышленный, слишком эклектичными кажутся события, которые заполнили отведенное ему на земле время. Но тем увлекательнее будет для читателя ознакомление с книгой, посвященной Валентину Катаеву. Полное ее название таково: «Катаев. Погоня за вечной весной». Автором ее стал писатель Сергей Шаргунов, в свои 36 успевший подарить русской литературе несколько снискавших популярность романов.
Презентация прошла в парадном зале Музея современной истории России. Книга писалась долго, около трех лет. Как признался Сергей Шаргунов, выступавший перед публикой, главной причиной для написания этой книги стала его страстная любовь к творчеству Валентина Петровича Катаева. «Катаев – мой любимый писатель ХХ века. Читал его в детстве, в подростковом возрасте, возвращаюсь к нему сейчас. Бывает, хватаю себя на мысли о том, что стоит написать книгу о Катаеве. Спохватившись, понимаю, что уже написал. Катаев любил называть свои произведения чужими строками: «Алмазный мой венец», «Трава забвения» и многие другие, я же хотел и саму книгу, и все восемь ее частей озаглавить словами самого Катаева. «Погоня за вечной весной» – это из него».
Присутствовавший на презентации доктор филологических наук, профессор МГУ и Литинститута им. Горького Игорь Волгин сказал: «Катаев – невероятная фигура, чья история намертво связана с историей страны. Он действительно мог бы состояться как писатель в любые времена при любом политическом строе. Многое ему ставят в вину, например, знаменитый положительный ответ на вопрос: а мог бы ты за 100 тысяч убить человека.
Но, как мне кажется, это тоже было его игрой. Он играл с властью, со своим окружением. Когда Катаев писал – это тоже была игра, но самая искренняя. Он никогда не шел на компромиссы со своей писательской совестью».
Завершил вечер прозаик Сергей Сибирцев: «В 1991 и 1993 годах век наш расчеловечили корыстью, чистоганом, стяжательством, а эта книга запускает обратный процесс – возвращает веку его лицо и его сложных героев.
Писательская общность – иногда несчастная и умирающая, иногда, напротив, неплохо живущая – всегда интересовала народ. Сейчас писатели в некоем роде лишились собственного голоса. К ним не прислушиваются. Сергей Шаргунов делает огромное дело, не боясь браться за такие труды, в то время как мог бы сесть за очередной роман. Полагаю, что эта книга априори войдет в историю русской культуры и словесности».