Александр Александров играет все партии, кроме одной, Андрей Коровин играет все роли, кроме двух. Фото автора
В музее-театре «Булгаковский дом» творческий дуэт «Коровин и Фагот» представил премьеру музыкального спектакля «Маяковский против Булгакова», приуроченный к 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова.
В основу спектакля легли известные и малоизвестные стихи, проза, воспоминания, письма и дневники Михаила Булгакова, Владимира Маяковского, Лили Брик и их окружения. «О том, что между Маяковским и Булгаковым был публичный конфликт, я узнал случайно, приоткрыл завесу о возникновении постановки один из участников дуэта, поэт, культуртрегер Андрей Коровин. – Эта тема меня крайне заинтересовала. Я обложился книжками, залез в Интернет и выяснил, что они соперничали много лет, с момента приезда Булгакова в Москву».
Биографическое расследование истории двух гениев полностью захватило Андрея Коровина, а факты и свидетельства потрясли до глубины души так, что не поделиться этим было невозможно. Оказывается, Булгаков писал в своих произведениях портреты Маяковского, причем порой сатирические; Маяковский в ответ включал фамилию «Булгаков» в словарь умерших слов и едва ли не впрямую называл его классовым врагом. «Пересечений, полемики друг с другом в их произведениях достаточно, - отмечает Андрей Коровин. – Так, например, Воланд – это Сталин, а Маяковский – поэт Рюхин. Их взгляды на театр и искусство вообще были радикально противоположными: Маяковский – это театр Мейерхольда, а Булгаков – это театр Станиславского. Но их конфликт не мешал им играть друг с другом в биллиард и общаться в компаниях».
Театральная форма музыкального спектакля стала наиболее удачной для того, чтобы показать полифонию жизней двух творцов, со всеми их перипетиями, эмоциональными взрывами и, конечно, трагедиями. В спектакле пять основных персонажей: Маяковский и Булгаков и их возлюбленные – Лиля Брик и Елена Сергеевна, а также Сталин. Все мужские роли играет Андрей Коровин, а женские – актриса Екатерина Ишимцева. Музыкальное сопровождение действа принадлежит композитору Александру Александрову (Фаготу), за исключением скрипки – Олеси Мартыновской.
Всё начинается с рождения главных героев – Маяковского, Сталина и Булгакова, а заканчивается их смертью. «Над сценарием, музыкальным оформлением и сценографией мы работали вместе с моим коллегой и другом Александром Александровым, – рассказал Андрей Коровин. – Пробный шар – небольшой фрагмент этого конфликта – мы пустили еще в ноябре прошлого года на нашем поэзоконцерте в рамках литературного фестиваля «Булгаковские чтения». Там было несколько конфликтов и пересечений, в том числе Маяковского и Булгакова. Но эта линия оказалась настолько интересной и масштабной, что выросла в отдельный спектакль».
Как известно, чтение поэта и актера всегда сильно разнятся: один обладает только одним голосом, манерой и звучанием, а другому присуща полифония и многоголосость. Так и здесь, Андрей Коровин читал от имени Маяковского, Булгакова, Сталина, не перевоплощаясь до конца, но при этом держал зал в напряжении на протяжении всего спектакля. Фокус в том, что история, добытая столькими усилиями и вдохновившая поэта на подобный эксперимент, не могла оставить публику равнодушной. А звуки, которые извлекал Александр Александров из кларнета, фортепиано, бубна, гобоя, колокольчика и фагота, превращались в иллюстрацию происходящего на сцене, словно перенося в те времена. Шахматная доска, к которой то и дело подходили поэт и музыкант, пишущая машинка, патефон создавали на сцене необходимую творческую атмосферу. «Мы хотим сделать спектакль репертуарным, – поделился планами Андрей Коровин. – После премьеры я вижу, что в нем нужно доработать, и надеюсь, уже осенью зритель увидит обновленную, доработанную версию спектакля».