Поэтесса Клементина Ширшова
(на переднем плане) старательно занимается в студии Людмилы Вязмитиновой (на заднем плане). Фото автора |
В московской Библиотеке им. Жуковского открылась литературная студия поэта и критика Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд», естественным образом выросшая из цикла лекций, прочитанных ею прошедшей весной в этой же библиотеке. Особенностью метода провозглашается сочетание теории с обсуждением стихов современных поэтов.
Первое занятие студии открылось обсуждением подборки стихотворений поэтессы Валерии Исмиевой. В первую очередь автору интересен эксперимент, в то время как сам процесс для нее – это состояние, когда «ты вынимаешь из себя что-то значимое и сущностное, поиск адекватной формы, способа выражения, интонации, постоянное становление».
В целом подборка Валерии Исмиевой оказалась неровной. Автор – искусствовед и кандидат философских наук, поэт «книжный», что стало и плюсом, и минусом ее стихов. Ее поэтика оставила впечатление вереницы имен и образов, теней на стенах платоновской пещеры, отвлекающих внимание от лирической героини и той действительности, что ее окружает. Ее образ слушатели смогли представить лишь опосредованно, через упоминание «вен», рефреном проходящих через несколько стихов: «Уходящему весной» («…И лиловая вязка вен с первой травой/ Обещает покров над твоей головой/ Невесомей нимба, светлее вскинутых век…»), «После застолья» («…но впредь эти пристани стен/ тобой не затеплятся, больше не ранят/ внезапным сгоранием тени и раем/ слияния света и вен») и др.
Как несомненную удачу многие разбиравшие стихи Валерии Исмиевой отметили стихотворение «В тот свет серебряный мы шли из ниоткуда…», в котором автор смог подняться до чистой поэзии, когда мучительная работа подсознательного и блуждание в его лабиринтах находит наконец путь в реальность: «Мы шли, и высь, звенящая от крика,/ как бритая светилась голова/ голубоглазого таджика». Интересной показалась собравшимся также вещь «После застолья» – нелинейное словесное современное барокко. А еще стихотворение «Я мечтала весь год оказаться у моря» – текст, в котором автор восходит к античной простоте и подлинной искренности.
Довольно подробно о подборке Валерии высказался поэт и литературный критик Борис Кутенков, отметив некоторую «подавленность культурным багажом» и отсутствие личностного начала. Как он считает, автором двигает представление о стихотворении как о чем-то красивом, как о каком-либо произведении искусства.
По мысли Людмилы Вязмитиной и многих присутствующих, автору следовало бы двигаться в сторону обнаженного «Я» и лирики, в какой-то мере обезуметь, отказываясь от навязанных образованием схем, отказаться от мыслительных конструкций, выливающихся в штампы. Людмила Вязмитинова напомнила о Цветаевой, говорившей: «Я вырастаю из женщины», а также о Заболоцком, «Новом Пигмалионе» Виктора Сосноры, «Игре в бисер» Германа Гессе и даже о Мэрилин Монро. Стихи Валерии находятся в движении, среди них есть подлинные находки, и пусть их пока нельзя назвать совершенными, ей есть к чему стремиться – таким был вердикт собрания.