Маргарита Аль представляет собравшимся альманах «ЛиФФТ». Фото Елены Краснощековой
Современная литература России – явление феноменальное и уникальное. 87 регионов страны провели свои литературные фестивали и предоставили слово победителям и участникам во втором толстом номере журнала «ЛиФФт» (Литературный фестиваль фестивалей). В книжном магазине «Библио-Глобус» их представила поэт, философ и гендиректор издательства ДООС Маргарита Аль. Ей помогали участники и соратники – поэты Александр Чистяков, Михаил Погарский, Ольга Журавлева, Андрей Александер, Лена Де Винне, Александр Карпенко, Вилли Мельников, Елена Кацюба, Вячеслав Куприянов, Валентина Боован Куукан, Зоя Донгак, Дмитрий Дарин, Елена Семенова, Лариса Михайлова.
Это была типичная ДООСовская поэтическая феерия, но теперь уже выходящая на всероссийскую поэтическую арену. Ведь итогом встречи станет Всероссийский литературный фестиваль фестивалей, который пройдет в Республике Крым, в Алуште, с 29 по 31 мая, где встретятся литераторы Якутии, Калининграда, Калмыкии, Москвы, Тувы, Бурятии, Крыма, Башкортостана, Курска, Тулы, Пензы, Самары, Рязани.
И вот какая интересная вещь выяснилась на презентации – возникла полифоническая фуга из нескольких языков. Стихи, прочитанные на калмыцком и тувинском, как-то органически переплелись с лингвистическими фантазмами Вилли Мельникова, пишущего, как известно, на 100 языках и более. О таком многоязычии в поэзии мечтали футуристы Хлебников и Крученых. Писать на всех языках одновременно. И не случайно «ЛиФФт» в своем манифесте вслед за классиком футуризма Семеном Кирсановым провозгласил курс на НЕО: НЕОбычность, НЕОжиданность, НЕОсторожность.
Поэзию нельзя превращать в музей. Смешно звучит утверждение, что все давно найдено и нам остается только хранить великое прошлое. Когда-то НЕО были и Гомер, и Данте, и Шекспир. Они не повторялись. Ломоносов считал, что богатство России будет прирастать Сибирью. Хочется уточнить – богатство России прирастает прежде всего мозгами. А поэзия не дает уснуть чувству, не дает мозгу остановиться в своем развитии. Говорил же когда-то Маяковский, обращаясь к поэтам: «Я кажусь вам/ академиком с большим задом,/ один, мол, я/ жрец/ поэзий непролазных./ А мне/ в действительности/ единственное надо –/ чтоб больше поэтов/ хороших/ и разных».
Это новое направление в поэзии можно назвать российским многоязычием. Явление уникальное. Как не вспомнить здесь простых рыбаков, внезапно заговоривших на множестве незнакомых им наречий. Тогда из этого многозвучия возникло христианство. Сегодня из этого кристаллизуется российская цивилизация. Она была, есть и будет цивилизацией поэтической.
Задним числом критики придумали Золотой век, Серебряный век. Нынешний взлет российской поэзии достоин не менее громкого названия. Она в своем лучшем проявлении настолько оригинальна и НЕОбъяснима, что к ней еще не подобрали ключи. Сама жажда изъясняться стихами, охватившая ныне миллионы людей, еще не осмыслена и не оценена.
Проект «ЛиФФт» дает возможность каждому голосу многоголосой поэтической России быть услышанным.