Екатерина Дьячкова обращает внимание присутствующих на то, что Курочкин писал и для детей. Фото Арины Депланьи
Писатель-фронтовик, полный кавалер ордена Отечественной войны, награжденный также орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» Виктор Курочкин (1923–1976) всенародно известен как автор бессмертной повести «На войне как на войне». Накануне Дня Победы Литературный институт имени А.М. Горького почтил память своего славного выпускника проведением научно-практической конференции, посвященной его жизни и творчеству. В замысле кафедры новейшей русской литературы, организовавшей ее, было не только обсуждение проблемы издания и сегодняшнего изучения наследия Виктора Курочкина, но и привлечение внимания студентов к урокам художественного мастерства, содержащимся в произведениях писателя.
Профессор Владимир Смирнов рассказал о своем личном пути к книгам Курочкина, о том, как жизненные впечатления вызывают стремление к научному исследованию. Русский художественный идеал связан с естественностью, и это особенное чувство пришло к Курочкину в самые ранние годы. Его родина – Тверская земля, Старицкий край, где взор и мысль поражает равновесие неба, воды и земли. Кроме древней Старицы и памятного Бернова от курочкинской деревни Кушниково ратный Ржев на юге, многоголосый Торжок на севере... И хотя детство писателя также связано с Ленинградом (здесь он пережил и первую блокадную зиму), хотя в Ленинграде он жил много лет и скончался здесь, именно новгородско-тверское пространство, «осиновый край» (так названа одна из книг Курочкина) стали местом действия большинства его повестей и рассказов.
Выступавшие были единодушны в своих главных выводах: написанное Виктором Курочкиным по-прежнему остается живой литературной силой. Даже повесть «На войне как на войне» приобретает новую актуальность в связи со вновь обострившейся проблемой феномена героизма, его этической сути, его отражения в литературе. Об этом, в частности, размышлял доцент Сергей Федякин (доклад «Творческая судьба Виктора Курочкина в зеркале полемики вокруг повести «На войне как на войне»). Доцент Екатерина Дьячкова подготовила доклад, показывающий мастерство Курочкина как детского писателя. Его повесть «Короткое детство» по-прежнему переиздается, оставаясь в круге чтения школьников. Так, ученики пятых и шестых классов Старицкой, Ново-Ямской и Красновской школ, то есть ребята с родины Курочкина, недавно не только с увлечением обсуждали эту повесть, но и сделали иллюстрации к ней.
Аспирантка Татьяна Панкратова посвятила свое выступление насущным вопросам современного издания собрания произведений Курочкина. Необходимо текстологически выверить уже существующие публикации, убрать следы цензурного воздействия, а также подготовить и обнародовать сохранившуюся записную книжку Курочкина, которая поможет глубже изучить логику его повествования, приблизиться к сути его неувядаемого обаяния. Студент третьего курса Илья Вершинин обратился к проблеме мифологии в творчестве Курочкина. Он убедительно показал, что за внешне бесхитростным строем его прозы скрыта глубокая культура автора, рациональное, а по преимуществу интуитивное обращение как к античной мифологии, так и к мировым мифологическим моделям в целом. Изображение мира как родовой общины у Курочкина сочетается с сохранением в этом мире индивида, ведущего нескончаемый диалог с собственным «тонким, едва уловимым «я». Завершая конференцию, доцент Сергей Дмитренко предположил, что даже многодневные научные собрания оказались бы бессильны раскрыть тайну вечно живого слова Виктора Курочкина, проявившегося не только в его военной прозе, но и в повестях и рассказах о мире без войны. Но такие собрания нужны уже потому, что это праздник жизни и слова, которые защищал юный танкист-артиллерист Курочкин. А проза Курочкина – как улыбка одной из его героинь: она, несмотря ни на что, «выражает красоту и радость жизни».