Юлия Белохвостова –
нежный цветок шафрана. Фото автора |
В музее-квартире А.Б. Гольденвейзера состоялся вечер поэта Юлии Белохвостовой и музыканта Олеси Ростовской. Эта достаточно популярная в музыкальных кругах площадка мало известна литературной публике. Особое своеобразие и очарование музея в том, что он был основан при непосредственном участии самого Александра Гольденвейзера. Оставшиеся от него предметы обстановки придают торжественность всему, что здесь происходит. Так было и на вечере «Цветок шафрана», задуманном Юлией Белохвостовой и Олесей Ростовской.
Пока гости рассаживались, заканчивались последние работы по настройке главного музыкального инструмента вечера – терменвокса. Чуть позже Юлия рассказала, что в первый раз за столько лет их совместных с Олесей выступлений инструмент сломался и его пришлось менять. Терменвокс позаимствовали у Петра Термена, правнука создателя этого инструмента Льва Термена. И все бы ничего, но и сама Юлия накануне объявленного вечера заболела ангиной, однако встречала гостей, улыбаясь гостям как ни в чем не бывало.
Вечер начался с краткого представления цветов шафрана, рыльца которого считаются одной из самых дорогих современных пряностей. Эти желтые и фиолетовые чудеса природы расположились рядом с выступающими, создавая праздничное весеннее настроение. Оказывается, срок цветения у шафрана всего два-три дня. Именно поэтому купленные цветы не отцвели раньше времени, они трепетно хранились на балконе под чутким надзором подруги Юлии.
И вот полился удивительный звук терменвокса, который сродни птичьему пению или звучанию космоса. Необычные музыкальные композиции-фантазии Олеси Ростовской сопровождали стихотворения Юлии Белохвостовой весь вечер, плавно и гармонично вплетаясь в поэтическую канву – одна умолкала, другая заводила.
В платье цвета шафрана Юлия открыла вечер «Восходящим солнцем», которое «касается города,/ растекается золотом по асфальту,/ открывает окон цветную смальту,/ без разбора одаривает, без повода,/ без различия между столицей и бурсою». В этом стихотворении одновременно и выносится приговор «эпохе сумрачного Интернета», и таится надежда на то, «что для всех достаточно места под солнцем,/ восходящим с востока над каждым городом».
Цвет Востока распускался на глазах у публики, Юлия читала стихотворения, и в каждом появлялись то продавец специй Ахмет, то павлин, в хвосте которого «видны синеглазые взгляды неба», то мать, совершающая свой ежедневный ритуал – поход на восточный базар.
Так образы сменяли друг друга, а Юлия рассказывала о любви, о жизни, о ее цветах. «Закрой глаза, представь себе цветок,/ прислушайся – согретый солнцем первым,/ с каким дрожащим трепетным напевом/ он раскрывает каждый лепесток…/ и сливочная желтая луна/ с подтаявшими мягкими боками,/ за дымчатыми прячась облаками,/ все явственней становится видна». И, пожалуй, иногда хочется подчиниться и послушать, закрыть и увидеть все: «…не прерывай прекрасного обмана,/ пока что не увял цветок шафрана,/ твой мир прекрасен, значит, он спасен».
Помимо своих стихотворений и игры на кротали, Юлия исполнила под гитару две песни поэта Санджара Янышева. Одной из прозвучавших песен была «Лань» (стихи узбекского поэта Вафо Файзулах в переводе Германа Власова, музыка Игоря Лазарева), а второй – песня на стихотворение «Только закрою горячие веки…» Марины Цветаевой (музыка Елены Фроловой). А Олеся Ростовцева виртуозно поддерживала поэта игрой на различных инструментах, таких как цуг-флейта, валдайский колокольчик, поющая чаша, рейнстик и даже большой гонг.