Елена Зейферт и Наталья Даминова исследуют поэтические пространства. Фото автора
В клубе «Стихотворный бегемот», что в подмосковной Малаховке, состоялось выступление двух авторов. Поэт, прозаик, литературовед и критик Елена Зейферт представила свою книгу стихов, лирической прозы и переводов «Потеря ненужного». Начался же вечер с выступления поэта Натальи Даминовой, с необременительных строк, звенящих, как весенняя капель и шелест в майской листве, продуваемой еще сквозными и легкими ветрами: «…детство мое,/ Беги босиком, лови на лету/ Несравнимую правду и наготу/ Каждого слова, брошенного впопыхах…»
Наталья Даминова во всех своих строфах словно еще разбегается, примеривается к ритму, только начинает пробовать на вкус слова, и они у нее летят, как пыльца первоцветов между пальцев, не ведающих, за что ухватиться и как удержать. В этой необработанности и текучести всего и вся есть своя прелесть первого впечатления и случайности, и трудно пока сказать, каков будет результат остановленности и пристального всматривания в явленный предметный мир.
Пока же перед слушателями предстали скорее метки вещей, хорошо знакомая «Эта сторона улицы» (так называется поэтический сборник Натальи) с ее садами и домиками, сладкими пирогами, хлопающими ставнями, мостовыми, по которым оброненными монетками звенят шаги и колеса, – все эти вызванивающие, выстукивающие, выманивающие из полусознания детства первые звуки, запахи, ощущения, тронутые почти на бегу.
Тем неожиданнее был переход от поэтики первых впечатлений к творчеству Елены Зейферт, поэта, с беспощадной огранкой речи и прецизионной взвешенностью слова, произрастающего из индивидуальной и осознанно сложившейся метафизики: «Оброните меня на сильном ветру во тьму –/ Стану кротким цветком, зеленым слухом полей./ А зерно умирает, чтобы не быть одному./ А зерно расправляет, как ангел, крылья в земле».
С этим знаковым стихотворением в начале сборника как будто рифмуется финал поэмы «Вода в броске», написанной на исходе прошедшего лета и также вошедшей в сборник: «для нас наступило пятое время года/ мы встретили его с ликованием/ ты поддержал меня/ и я проросла до целого».
Но у Елены Зейферт и фрагментарные сходства отдельных произведений не составляют тождеств, общим остается лишь пронизывающий, как дыхание жизни, все ракурсы и пласты метафизический смысл: внешнего роста не бывает без тяжелой внутренней работы, и цена восхождения – трансформация через умирание со всей остротой переживания боли утраты пережитого. В этом и обобщающий смысл названия книги, взятый из последнего четверостишия стихотворения «Творчество»: «Я уже не боюсь, что на город падут снега./ Тютчев, где твоя новая заводь? У чьих камышей?/ У тебя иногда нет арфы, у меня – ушей,/ Но потеря ненужного нам с тобой дорога».
Представленная книга – очередной этап в эволюции зрелого по уровню мастерства и осознанности поэта-лирика. На счету Елены Зейферт уже 40 книг, и в свете исследовательской и творческой деятельности автора ответы на вопросы слушателей стали не обычным дополнением к чтению стихов, а раскрыли новые горизонты развития поэтической речи и теории литературы.
Ныне в центре ее внимания – сопредельные звучащему слову пласты, уходящие в сферы неведомого: до-словесное и после-словесное, составляющие органическое единство с метаметафорическим переживанием и освоением реальности.