Владимир Попов патриотичен
в самом сокровенном смысле. Фото Вячеслава Картинкина |
Поэт и прозаик Владимир Попов представил свою новую книгу «Маленький театрик «Веселая кляча № 13». Стихи и песенки для маленькой сцены» в литературном клубе «Стихотворный бегемот», что по субботам собирает любителей изящной словесности в «библиотеке над оврагом» в поселке Малаховка.
Книга представляет собой театральную афишу, расписание на неделю. Каждый день идет 13 мини-спектаклей-стихотворений.
Вот один, к примеру: «Малахольный Арлекин/ С потаскушкой Коломбиной/ Завернули за овин, –/ Поиграть на мандолине./ Недалеко от ворот,/ На полянке, там, где кочки,/ От влюбленности Пьеро/ Рвал весенние цветочки./ Над поляной, над овином/ Тихо бабочки летали…/ Коломбина с Арлекином/ Над влюбленным хохотали./ От любви, Пьеро, напрасной,/ Боли вынести не мог:/ Написал сонет прекрасный/ Из четырнадцати строк./ Коломбина располнела,/ Вскоре конюха нашла…/ А любовь Пьеро сгорела,/ Подурнела и прошла./ Все проходит! Все напрасно./ Все сметет жестокий рок…/ Но живет сонет прекрасный/ Из четырнадцати строк».
Выразительные средства богаты эмоциями и в то же время просты, так что их понимает любая публика... Казалось бы! Мы, конечно, догадываемся, что произведения искусства и литературы по-разному проявляют себя в разных культурных ситуациях. Были времена, созвучные эпосу, были – располагавшие к поэзии галантной, в разные времена востребована была поэзия трагическая, философская, ниспровергающая, «формалистическая», исповедальная и сентиментальная… Напишешь что-нибудь неподобающее современным ожиданиям – и не прозвучит, никто просто не услышит.
Цикл стихов Попова написан в 2010 году. Чем запомнилось это время россиянам? Отставка Лужкова, аномально жаркое лето, смог, пожары, теракты в метро, митинг на Манежной площади и уличные беспорядки, победа ФК «Зенит» в чемпионате России, «Аватар» и, как спрашивает некая Олеся на форуме: «Почему все забыли об аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии?» Глобальнее некуда...
Но бывает же и так, что «настоящими» считаются поэты, вроде бы ничего общего со своим временем не имеющие. В нынешнее время в России самое популярное слово – «патриотизм». Его употребляют в «парадном», сокровенном и ругательном смысле (да и то сказать, поддерживать всерьез скомпрометированные коммунистами, националистами и либералами ценности – не в духе времени). Владимир Попов с 1978 года посещал студию под руководством Вадима Кожинова, который дал ему рекомендацию для вступления в СП СССР («парадный патриотизм»). Но нынче ушел, отстранился, раздосадованный перебором негативных эмоций («патриотизм» в ругательном смысле). В стихах же, особенно о Малаховке – Владимир Николаевич патриотичен в самом сокровенном смысле.
А «Маленький театрик» – совершенно отстраненное, безучастное к периодике карнавальное шествие. Никаких притязаний на внимание современников, а тем более потомства, автор тут не предъявляет.
Но, парадоксальным образом, эта легкая поэтическая форма этак ненавязчиво притязает на философскую значительность и высокие задачи.
Именно такое ощущение создается после прочтения книги. Осторожное открытие сокровенного, трогательного до слез, смешного, родного и очень любимого…
«Пахнет варом, пахнет кожей./Трубка старая чадит./ Клаус Тринкен – наш сапожник,/ В синей будочке сидит./ Кот млеко лакает с плошки,/ В клетке перья чистит птах./ Каждый день – какие ножки! –/ У сапожника в руках».
«Чистая» поэзия? Никакой шумихи по поводу мании величия и рыночной стоимости. Стихи редкой легкости и теплоты. А как хотелось бы, правда, чтобы именно они оказались особенно близки нашим современникам. Чтобы то самое «осторожное открытие» оказалось созвучно камертону твоей души.
«Нам нужно успеть непременно при этом/ Друг другу отдать одинокие души,/ Пока не вошел дядя Ваня с букетом,/ И все не разрушил. И все не разрушил».