Ведущий вечера Александр Бруньковский, поэт и инсталлятор Герман Виноградов, режиссер Наталья Шематинова, поэт Константин Кедров, поэтесса Елена Кацюба на вечере в media-клубе. Фото Ирины Денисовой
В библиотеке имени Чехова на Страстном бульваре в конце прошлого года открылся media-клуб ЧЕХОВ. Задачи клуба – познакомить посетителей с образцами параллельного медиапространства. Недавно состоялся первый в этом году вечер. Прошел показ документального фильма «Теорема Кедрова». Это монолог и диалоги философа, поэта, профессора Константина Кедрова (номинировался на Нобелевскую премию в области литературы за поэму «Компьютер любви», лауреат южнокорейской премии «Манхэ»). В картине философ совершил прогулку по бульвару, вдоль Литературного института, где проработал почти 20 лет преподавателем русской литературы и был снят в середине 80-х годов прошлого века по статье «За высказывания ревизионистского характера». Он рассказал о том, как они с писателем Виктором Шкловским вспоминали Маяковского, упомянул о молодежи Литинститута, которая собиралась в сквере. Рассказал о том, что гениальный писатель Андрей Платонов не переводим на другие языки. В квартире знаменитого поэта и художника Давида Бурлюка, где бывал Маяковский, а теперь живет актриса параллельного кино Маша-Лариса Бородина, Кедров прочитал свое стихотворение о встрече с Бурлюком во время посещения родины знаменитым эмигрантом в советское время: «Уплыл в Нью-Йорк доитель старых жаб/ Давид Бурлюк Бурлюк Давид/ Но неизвестно кто кого доит/ ДИРИЖЕР ЖАБ/ ДИРИЖАБЛЬ».
Константин Кедров непосредственно представил картину и рассказал о перипетиях съемок. В частности, о документальной учебной телепрограмме «Отцы и дети», фрагмент из которой представлен в фильме. Эта передача – своеобразный урок по русской литературе, главные роли исполняли сам Кедров и актер театра и кино Иннокентий Смоктуновский. Однако в композиционном центре телепрограммы находились не люди, а картина «Возвращение блудного сына», из которой выходил великий актер. Что, конечно, в бытность самого Смоктуновского носило несколько символический характер.
Ведущий вечера режиссер Александр Бруньковский отметил, что ему близка поэтическая тема потому, что он является выпускником мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе, автора знаменитого фильма по сценарию Геннадия Шпаликова «Застава Ильича». Из картины в советское время был вырезан, а в 90-е годы восстановлен целый эпизод поэтического вечера в московском Политехническом музее. Режиссер фильма «Теорема Кедрова» Наталья Шематинова призналась, что именно этот эпизод из картины Хуциева послужил толчком для съемки ее документального фильма и других работ о современных поэтах.
На вечере выступили и другие герои фильма. Так, поэтесса Елена Кацюба прочитала свои стихи «Игр рай». Выступил эпатажный музыкант, художник, инсталлятор Герман Виноградов. Он был одет в длинное белое одеяние, как в фильме «Теорема Кедрова», на его шее сияла звезда восточных волхвов на длинной цепочке. Свои стихи он пропел, как мулла или священник, и даже немного прорычал, как зверь, сопровождая выступление мелодичным аккомпанементом на гитаре. В деку гитары Герман вставил палочки, что создало эффект естественного дребезжания звука. Также он зажег газовую горелку вместо традиционной свечи, которая часто сопровождает квартирники.
В зале присутствовали помимо посетителей клуба писатели и поэты, в частности автор книги «Про сладкое» Марго Акопян и писательница Елена Мунтян.