ДЫХАНИЕ ПРИЛИВА
На литературной площадке «На Большой Спасской» состоялась презентация поэтической книги Алексея Чипиги «С видом на утро», изданной в Таганроге. Алексей – поэт и эссеист, автор журналов «Лиterraтура», «Полутона», «Воздух», «TextOnly». Его поэзия – сдержанная и негромкая – имеет свойство резко набирать высоту (или глубину) за счет резонанса контекста, фонетики, порядка слов, ритмических пауз и собственно содержания.
Чтение Алексеем своих стихов обострило внимание собравшихся. Многие из присутствующих впервые получили возможность соединить действительный голос автора с его внутренним монологом. Василий Бородин выразил общее, кажется, впечатление от этого соединения и совпадения, выступив с краткой речью о просодической доминанте в чтении Алексеем своих произведений, о пластичности речи, совмещающей содержание со звуком и передающей смысл поэтического высказывания во всей его полноте. Рельеф воспроизводимого делается совсем отчетливым, наполненным авторскими интонационными деталями, высвечивающими подробности смыслов. Такое чтение призывает остановиться и буквально вслушаться в пейзаж. Может, поэтому внимательная тишина публики на презентации ассоциировалась с тишиной в ожидании храмовой музыки.
Соло Алексея Чипиги дополняло звучание поэзии несколько иного рода, стихотворений Марии Рябенко, также читаемых автором. Не столь сдержанная, ритмически предсказуемая, ее поэтическая речь вступала следом, – сменяя друг друга, поэты создавали своеобразный диалог; их тексты перекликались в спонтанном дуэте, надстраивая новый ритм – чередования стилей как больших волн, – напоминающий дыхание прилива. В поэзии обоих авторов угадывается отсвет потустороннего, смежного с реальностью мира, этой же реальностью подчеркнутого, обрисованного явным контрастом: «нерукотворный сад» Марии и «весть невнятной родины» Алексея.