На выставке собраны
знаковые книги эпохи в первых изданиях. Фото автора |
На выставке «Уроки чтения», которая проходит в Государственном Историческом музее и продлится до 4 апреля, представлена книга как исторический источник и реликвия, напоминающая о важнейших событиях прошлого. Конечно, первостепенное значение в любой книге имеет текст; значительную роль играют художественное оформление, фигура автора, судьба создания произведения. Но иные знаковые книги возвышаются до уровня национального символа.
Выставка проходит в одном из небольших помещений здания на Красной площади. На это обратил внимание гостей, выступая на открытии выставки, директор Исторического музея Алексей Левыкин: «Это Кабинет председателя, он овеян славой создателя нашего музея Ивана Егоровича Забелина, здесь всегда толпится народ». Тень выдающегося историка, археолога и, кстати, искушенного книжника, словно бы осеняет эту камерную выставку, которую составили раритеты из коллекции музея.
Знакомство человека с книгой начинается в детстве. Вот и открывают выставку стенды с изданиями отечественной детской книги разных лет. Здесь произведения Александра Пушкина и Льва Толстого, Аркадия Гайдара и Самуила Маршака, Корнея Чуковского и Юрия Коваля. Этот зал напоминает и о выдающихся иллюстраторах детской книги: Иване Билибине, Георгии Нарбуте, Владимире Лебедеве. Рядом школьные сочинения, чернильницы, буквари, письма знаменитых литераторов своим детям.
Смысл названия выставки пояснила ее организатор, заведующая отделом письменных источников Исторического музея Ольга Сиротина: «Всю жизнь мы учимся, всю жизнь познаем что-то новое. Но фундамент, на котором основываются наши знания, формируется в детстве, в школьные годы. Многое определяет любовь к литературе и чтению. Когда мы готовили выставку, я много размышляла: что общего между маститым писателем и обычным учеником? А все очень просто: общее у них – письменный стол, лист бумаги, ручка и книга. И как знать, возможно, кто-то из сегодняшних школьников еще не думает о том, что его сочинение в будущем украсит музейную экспозицию как ранний автограф знаменитого писателя».
Во втором зале демонстрируются редкие прижизненные издания и автографы классиков русской литературы. Среди экспонатов – две ранние рукописи комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», самодельная книга стихов Андрея Белого, проиллюстрированная автором, сборник стихотворений Анны Ахматовой «Подорожник» с дарственной надписью знакомой актрисе. За каждым этим именем – судьба, эпоха и легенда. Один только вид подлинных обложек начала ХХ века может воодушевить заядлого книгочея. Об этом, в частности, говорил на открытии выставки главный редактор библиофильского журнала «Про книги» Сергей Чистяков. Книга в России – больше чем книга: она нередко заключает в себе дух времени. Так, помещенная на стенде повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» способна рассказать многое не только о сталинских лагерях, но и о том, как изымался из всех магазинов и государственных библиотек 11-й номер журнала «Новый мир» за 1962 год. (Книгохранилище Исторического музея не стало исключением. Но теперь, спустя почти полвека, комплект подшивки восстановлен.) За рамки узколитературной темы выходят и «Двенадцать» Александра Блока, и «Братская ГЭС» Евгения Евтушенко. Их авторы не просто слагали стихи – они творили историю.