Коллекционеры Георгий Генс и Борис Фридман на фоне портрета Ильи Зданевича кисти Нико Пиросмани. Фото автора
В залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит первая в нашей стране ретроспективная выставка, посвященная творчеству Ильи Зданевича, – «Ильязд. XX век Ильи Зданевича». Ее можно посетить и в январе, и в феврале. Выставка привлекает внимание как любителей изобразительного искусства, так поклонников поэзии и прозы. Ведь Ильязд (псевдоним Зданевича) был и поэтом, и издателем, и дизайнером, и знатоком различных направлений в искусстве начала ХХ века, а также другом и мудрым собеседником Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Жоана Миро и многих других художников, поэтов, создателей моды.
Выступая на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак назвала Зданевича деятелем искусств: и вовсе не потому, что весьма привычный и засушенный термин был бы просто данью уважения, а потому что Ильязд именно таким и был – потрясающе деятельным человеком, живущим в искусстве. Его парижские лекции о русском авангарде, его издательская работа с поэтами и художниками, его собственные книги и даже эскизы тканей для модного дома Шанель – все это и есть растворение в мире строк, линий и красок.
Рожденный в Тифлисе, Илья Зданевич много лет провел во Франции, здесь объяснял людям авангардное искусство, здесь издавал удивительные по насыщенности движением слов и линий livre d’artiste (книги художника), где буквы, фразы и графика крупнейших художников живут в полном единении.
На выставке можно увидеть более 200 графических работ к этим книгам, сделанные Пикассо, Миро, Шагалом, Эрнстом и др. Большое количество работ представлено российскими коллекционерами Борисом Фридманом и Георгием Генсом. Есть немало произведений из французского архива Ильязда, французских частных собраний, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, архива Chanel (Франция).
И все эти произведения: и невероятным образом набранные тексты (например, драмы Ильязда «лидантЮ фАрам»), и несколько livre d’artiste, посвященных балету, и полная движения грубовато-изящная графика Пикассо – все это напоминает бесконечный танец, танец жизни Ильи Зданевича.
Мы немного знаем об этом человеке, его книги издавались очень маленькими тиражами. Да, он рассказывал и писал о футуризме и всёчестве, да, он сочинял сонеты и драмы, которые покажутся нам странной игрой слогов и слов... Даты жизни Ильи Зданевича – 1894–1975. Не так уж был далек от него ХХI век. Создается впечатление, что он многое предчувствовал, даже предвидел. Ведь футуризм шел с ним рядом! Например, есть же у него некая пьеса «Янко крУль албАнскай», и есть в ней понятие весьма странного «албанского языка» – и не предвестник ли это нашего, интернетного, олбанского? И не важно, из чего он состоит, главное, что разрушает обыденность.