Председатель жюри премии «Дебют»,
прозаик Андрей Геласимов показывает молодым литераторам правильное направление движения. Фото Анны Золотаревой |
Независимую литературную премию «Дебют» (присуждаемую пишущим на русском языке авторам до 35 лет) вполне можно было переименовать в этом году в «Мужской дебют»: среди 15 финалистов только две девушки, среди лауреатов – ни одной.
Входящая в жюри писательница и сотрудница «НГ-EL» Алиса Ганиева на церемонии награждения выразила общее мнение и судей, и зрителей: «Преобладание мужчин в этом финале потрясает». Хотя, может быть, все логично, ведь, как говорилось на церемонии, «сегодня для писателя требуется немалое мужество, немалый героизм, дабы смотреть в глаза реальности и не бояться превратностей судьбы».
В номинации «Поэзия» лауреатом стал Владимир Беляев из Санкт-Петербурга. По словам члена жюри, поэта и критика Владимира Губайловского, поэзия Беляева «растет на изломе», на краю бездны: «Его локус – это Царское Село, где вокруг лицея стоят армейские казармы».
В номинации «Малая проза» победил Глеб Диденко из Ростова-на-Дону, про которого Ганиева сказала, что он стал для нее настоящим открытием. Впрочем, судя по признаниям жюри, настоящих открытий в этом году много – больше, чем лауреатов. Поэтому выбор был непрост.
Например, нелегко было выбрать лучшего в номинации «Эссеистика», объединившей работы, принципиально не похожие друг на друга: и документальную повесть о волонтерстве в Крымске, и оригинальные литературно-критические концепции, и литературоведческие изыскания, посвященные масонским мотивам в литературе. Критик Евгений Ермолин рассказал о критериях отбора: оригинальность, яркость и завершенность авторского высказывания, смысловое и эстетическое изящество. Жюри в итоге выбрало литературоведческое эссе Николая Подосокорского из Великого Новгорода. «Его текст отличается предельной четкостью и концентрацией мысли, впечатляет привлеченным литературным контекстом», – сказал Ермолин.
В номинации «Крупная проза» все три произведения были посвящены Великой Отечественной войне. Победителем стал Сергей Горшковозов (Самсонов) из Малого Толбино. Как рассказал председатель жюри, писатель Андрей Геласимов, роман Горшковозова – «это попытка создать новую «Илиаду» на материале Великой Отечественной войны». Роман написан ритмизированным языком, и, по словам Геласимова, остановиться, его читая, – невозможно.
Новшество этого года – приз за лучшее литературное произведение для детей и подростков. Приз получил Дмитрий Бучельников (Кунгурцев) из Сочи. «Удивительно сочный по языку текст и особый художественный мир с ярким социальным балканским фоном», – охарактеризовала его повесть Алиса Ганиева.
«Дебютанты» на церемонии зачитывали «нобелевские речи», в которых демонстрировали публике и свое умение работать с «пахучим русским словом», вызывающим «рефлекторное слюноотделение» (Горшковозов), и смелость говорить о том, что «в России, да и в остальном мире с каждым годом стремительно сужается пространство для свободного высказывания» (Подосокорский).
Координатор премии Ольга Славникова, завершая церемонию, напомнила, что «Дебют» – это «территория мира», здесь оценивают не какую бы то ни было ориентацию или гражданство, а качество текста. Теперь дело за малым – чтобы это качество оценили сами читатели.