Прозаик Анатолий Ким и
в Доме кино оказался в кругу друзей. Фото Олега Федорова |
Из Года культуры в Год литературы плавно переехал существующий в Доме кинематографистов цикл вечеров «Литература и кино». Душой этого начинания стала режиссер Галина Евтушенко. Ее интерес к подобной тематике легко объясним – в творческом активе Галины Михайловны имеются фильмы, посвященные судьбам писателей: трилогия о Льве Толстом и его современниках, картины о Николае Эрдмане, Михаиле Шатрове, Александре Галине.
В таких вечерах есть изюминка: во-первых, приглашаются писатели, коротко излагающие свою точку зрения на вопрос взаимоотношений кино и литературы, на современные экранизации. Во-вторых, Галина Евтушенко, знакомя зал с творчеством гостей, старается соединить писателей с режиссерами, показывающими свои работы зрителям. На первый взгляд может показаться, что программа цикла «Литература и кино» эклектична. Иной раз приглашаются писатели, пока что не имеющие отношения к кино. Демонстрируются документальные фильмы, не имеющие отношения именно к этим писателям. Тем не менее каждый раз в Белом зале Дома кинематографистов возникает искра – заинтересованный разговор, в ходе которого немало нового открывают для себя как зрители, так и писатели и кинематографисты.
На прошлой неделе перед собравшимися в Белом зале Дома кино предстали сразу двое Евтушенко: одна на сцене, другой на экране… Но об этом чуть позже.
Главным событием вечера все же стала презентация книги прозаика Анатолия Кима «Гений» (см. о книге на первой полосе этого номера «НГ-EL»). Это рассказ о человеке, без которого литературный дебют Анатолия Андреевича был бы невозможен – замечательном, действительно гениальном актере Иннокентии Смоктуновском. Почему дебют состоялся и как это связано со Смоктуновским, можно прочесть собственно в книге.
После краткого выступления Анатолия Кима и его друга прозаика Сергея Сибирцева от более литературной части перешли к более кинематографической: было показано два документальных фильма. Первый – фильм Вячеслава Хотулева «Николай. Анна» – посвящен Гумилеву и Ахматовой. Здесь собственно и появляется на экране Евгений Евтушенко, который и рассказывает о чете великих коллег. Правда, рассказывать у него получается так, что речь вроде бы ведется о них, а говорит он все-таки больше про себя: про Литературный институт, про встречу Ахмадулиной с Набоковым. Даже для чтения стихов собственную антологию достал и продемонстрировал. В целом фильм Хотулева явно был сделан на скорую руку и не рассчитан на широкий показ. Чего нельзя сказать о второй картине – ленте Григория Илугдина «Прецедент Ваксберга», об известнейшем кинодраматурге и публицисте Аркадии Ваксберге, чьи очерки, выходившие в 1970-х годах в «Литературной газете», воспринимались с большим жаром…
Год литературы кончается, но цикл «Литература и кино» перетекает в следующий, 2016-й, объявленный Годом российского кино.