Писатель и ректор Алексей Варламов на фоне списка финалистов «ЛИТконкурса». Фото Арины Депланьи
Год литературы, как и следовало ожидать, оказался для Литературного института особенно насыщенным. Не обошлось и без конкурса, организованного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он проводился для русскоязычных писателей от 16 до 35 лет и был назван просто: «ЛИТконкурс. Стихи и проза».
Конкурс проходил в четырех номинациях: «Неизданное. Проза», «Неизданное. Поэзия», «Изданное. Проза» и «Изданное. Поэзия». Среди 1731 работы были повести, рассказы, стихотворения, поэмы граждан 21 государства – от Армении и Бельгии до Чехии и Южной Кореи. Длинный и короткий списки произведений претендентов на лавры были помещены на сайте Литинститута, а на днях состоялось самое волнующее и приятное – награждение победителей. Ими стали Мария Козлова (Москва; номинация «Поэзия. Изданное»), Александр Пахомов (г. Жуковский Московской области; номинация «Проза. Изданное»), Елена Жамбалова (Улан-Удэ; номинация «Поэзия. Неизданное»); Владимир Чикунов (Москва; номинация «Проза. Неизданное»). Также среди финалистов были авторы из Екатеринбурга, Иванова, Кирова, Санкт-Петербурга, Ульяновска и Баку (Азербайджан). Все они получили электронные книги, а победители – ноутбуки.
В день награждения в Литературном институте были проведены мастер-классы по прозе и поэзии. Интеллектуальным подарком для пришедших стала лекция «Межкультурный обмен в эпоху политического кризиса». С ней выступил славист и культуролог, почетный профессор Женевского университета Жорж Нива.
Хотя церемония награждения и была названа торжественной, проходила она в свойственной Литинституту живой, непосредственной форме. Выступили не только и.о. ректора, прозаик и профессор Алексей Варламов, члены жюри, поэты и преподаватели Олеся Николаева, Игорь Болычев и Геннадий Красников, но и авторы произведений, вошедших в короткий список, а также гость института поэт Андрей Олеар, преподаватель литературного мастерства в Томском университете. Все они так или иначе обращались к проблеме судьбы современного писателя, его самоощущения в мире реальности и мире литературы, говорили о состоянии постоянного выбора между творческой свободой и испытаниями бытовой повседневностью. А на то, что не печатают, кажется, не жаловались.