Александр Чанцев и представительница «активно печатающегося нового поколения критиков», сотрудница «НГ» Анастасия Башкатова. Фото Наталии Осиповой
ВСТРЕЧА ПО ПОВОДУ
«Дружеская встреча по поводу» – так обозначил жанр своего творческого вечера в Культурном центре фонда «Новый мир» Александр Чанцев, обращаясь к пришедшим приветствовать критика и прозаика и его книгу «Когда рыбы встречают птиц: люди, книги, кино». Получилась действительно встреча дружески расположенных друг к другу коллег. Об авторе и его книге говорил и хозяин площадки, главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский, и представители, как сказал Чанцев, «активно печатающегося нового поколения критиков» – Борис Кутенков, Алена Бондарева, Анастасия Башкатова и Валерия Пустовая. Сам Чанцев читал отрывки из своей прозы, над которой он, по его словам, сейчас активно работает, и только отвечая на вопросы, немного рассказал о своих литературных пристрастиях.
По сути же, состоялось привычное для нашего времени интеллектуальное ток-шоу, особенностью которого явились присущее профессиональным критикам умение найти правильный контекст и сделать теоретическое обобщение. Перекликаясь с автором предисловия к книге Чанцева – Андреем Бычковым, назвавшим его «энциклопедистом и сверхинтеллектуалом», времена которых давно прошли, выступающие говорили о феноменальной эрудированности, охвате культурной ситуации в целом и склонности, по определению Кутенкова, к «отсутствию явной субъективности». При этом Кутенков говорил о балансе авторской «стратегии» между «просветительством» и «элитарностью», Пустовая – о делении критиков на «холодных» и «горячих», сотрудник «НГ» Башкатова – о «наслаждении» культурной ситуацией современности и описании ее с «ледяным спокойствием патологоанатома, любящего свою работу», а Бондарева – о «переработке» «всего, что он слышит и читает» «в тексты с глубоким и интересным подтекстом».
Отвечая на вопросы, Чанцев заявил об отсутствии интереса к поэзии, как известно, дающей наибольшие возможности для расширения сознания. При том, что его проза явно отсылает к методам современной поэзии. Недаром Василевский заметил, что он читает ее так, как это обычно делают поэты-верлибристы.
Прав Бычков: Чанцев «исследует складки объекта под названием «современность», обращаясь при этом «к читателю, а не покупателю».