Таким художник Виктор Гоппе изобразил писателя Игоря Яркевича. Фото автора
В Зверевском центре современного искусства прошла презентация книги одного из самых провокационных авторов современного русского андеграунда, лауреата премии «НГ» – «Нонконформизм-2011» Игоря Яркевича. Книжечка «Косинус» вышла тиражом в 15 экземпляров в издательстве Виктора Гоппе с его же иллюстрациями. Стоит отметить, что и рисунки Гоппе, выполненные в его особом стиле – с оттенком стебной карикатуры или лубка, и само маргинальное действо, озаглавленное «Сны Яркевича (Яркевич, будь человеком!)» максимально коррелировали со стилем автора.
Более того, презентация, которую вел поэт Юрий Угольников, по сути, приобрела характер хеппенинга. Минималистски оголенное пространство Зверевского центра с прямоугольным деревянным столом и лавками, минимальное количество публики – примерно 13 человек. На стенах – зловеще оскаленные «буратины» – работы недавно открывшейся выставки «Стенка на стенку» Алисы Йоффе и Давида Тер-Оганьяна. Виктор Гоппе развесил на стене «репродукции» страниц книги, заклеив нарисованное крупными черными буквами слово «КОНТРА». Причем в портрете «лирического героя» (назовем его так) Яркевича прозрачно сквозила некая гибридная сущность: он был одновременно похож на автора и на небезызвестного и столь же провокационного поэта. Уже вначале зрители могли видеть иллюстрации и ознакомиться с текстами. Это уже сломало стандартную форму такого рода мероприятий.
Затем виновник торжества предложил построить вечер таким образом – чтобы не он сам читал свои тексты, а читали их зрители – каждый, по абзацу – и получали затем в награду приготовленное угощение. Чем все и занялись с преогромным удовольствием. Проза Игоря Яркевича в разных устах, ритмах и интонациях вспыхнула, заискрила, приобретя массу новых оттенков, смыслов, ассоциаций и коннотаций. «Русские тяжелые сны» писателя носили название «русский народный сон», «русский гомофобский сон», «русский коммунистический сон», «русский либеральный сон», «русский сексуальный сон» и др. Особенно хорош был «русский садомазохистский сон», в котором «одинокий герой» противопоставлен разгоряченной алкоголем и милитаризмом толпе десантников.
Процитировать «сны», увы, невозможно по причине обилия обсценной лексики. Упомянем только то, что похождения части тела, частенько фигурирующей в снах, заставили вспомянуть мистику Гоголя. Хеппенинг набирал обороты – при «бонус-чтении» еще одного рассказа Юрий Угольников предложил читать уже не абзацами, а экранами ноутбука, прерываясь на середине фразы. Это добавило массу внезапных акцентов. Автор зачитал заключительные абзацы каждой вещи. В финале был розыгрыш значков Виктора Гоппе «Яркевич, будь человеком!». Один из вопросов звучал так: «На что похож русский писатель?», а один из удачных ответов: «На ту самую часть тела, фигурирующую в снах».