Перелистывать книгу с фарфоровыми страницами нужно очень осторожно. Фото автора
Мир литературы многообразен. Писатели и герои любимых произведений обретают свое воплощение в том числе и в фарфоре. Более чем за полвека своего существования Государственный музей Пушкина собрал внушительную коллекцию фигур, декоративных изделий и предметов посуды из этого хрупкого материала. На прошлой неделе, в день годовщины Лицея, музей открыл выставку «Литература в фарфоре».
В экспозиции можно увидеть работы ведущих фарфоровых заводов страны – Санкт-Петербургского императорского, Дулевского, Дмитровского, Конаковского. Их продукция на стенах соседствует с изделиями русских частных предприятий ХIХ века, с сувенирами к пушкинским юбилеям 1899, 1937 и 1949 годов.
Авторов этих работ можно отдаленно сравнить с книжными графиками: те и другие силою визуального искусства интерпретируют биографии писателей и сюжеты их произведений. Некоторые работы здесь напоминают иллюстрации к классике, например статуэтка «Письмо Татьяны» по мотивам «Евгения Онегина» или цикл работ на сюжеты сказок Пушкина. Есть тут и более сложные, обобщенные, виртуозные вещи – современная композиция «Петербург Достоевского» или ваза «Демон», задуманная к 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова, но изготовленная лишь в 1944-м, когда автора эскиза, выдающегося ленинградского скульптора Натальи Данько, уже не было в живых. «Тулово вазы пластично, уподоблено гористой поверхности. Жанровые сцены, представляющие танец Тамары и ее терзания, открываются перед зрителем, как призрачные видения в расщелинах гор от пристального взгляда Демона, словно высеченного в горной породе», – рассказывала на вернисаже старший научный сотрудник отдела изофондов музея Ирина Сафонова. Кстати, интересно сопоставить Демона на этой вазе с Демоном на картинах Михаила Врубеля. Много художественных аллюзий вобрали в себя эти работы.
Отечественные художники-фарфористы любят литературу разных стран: свидетельство тому – работы на темы французской классики, мини-бюст Данте Алигьери и многое другое. Из пушкинской эпохи на выставку шагнул заклятый литературный недруг Александра Сергеевича: фарфоровая скульптурка с изображением Фаддея Булгарина работы 40-х годов ХIХ века стоит невдалеке от «французов» (как бы напоминая о том, что этот журналист и писатель воевал в армии Наполеона). Есть тут и портрет Иосифа Бродского, и чернильница «А.С. Пушкин за работой», и книга с фарфоровыми страницами «Алиса в Стране чудес», и композиция Инны Олевской «Ностальгия по Серебряному веку» с Блоком, Цветаевой, Ахматовой, Гумилевым. Последние два поэта – знаменитая супружеская чета 1910-х годов – изображены также на паре чашек со стихотворными цитатами. Это весьма символично, ведь Николай Степанович, как известно, выпустил книгу стихотворений «Фарфоровый павильон».