Альманахи «Илья»
разных лет издания. Фото Елены Семеновой |
В Библиотеке им. М.Ю. Лермонтова проходит выставка поэта Ильи Тюрина, погибшего в 1999 году в возрасте 19 лет (в 2000 году вышла книга стихов, песен, статей и эссе Ильи Тюрина «Письмо», которую поэт Марина Кудимова назвала «главным событием миллениума»), а также документального материала уже 15-летней истории «Илья-премии». Ежегодная премия в области литературы была учреждена в 2000 году Ириной Медведевой и Николаем Тюриным с целью помощи людям с ярко проявившимся литературным даром на старте творческой деятельности. В жюри премии в разные годы входили Марина Кудимова, Юрий Беликов, Юрий Кублановский, Валентин Курбатов и другие известные деятели культуры. Был создан и Фонд Ильи Тюрина, президентом которого стала мать поэта – Ирина Медведева, выходит ежегодный альманах «Илья» с произведениями лауреатов, в Интернете работает сайт «Дом Ильи». В 2003 году вышла книга «Погружение»: эссе о творчестве Ильи, стихи, пьеса «Шекспир» и записные книжки поэта.
Отдельным блоком на выставке представлены акварели Ильи – это его детские пейзажи, городские, деревенские зарисовки. В сочетании с материалами, посвященными пьесе «Шекспир», можно увидеть не только рукописные странички этой «маленькой трагедии», но и самого Гамлета – рисунок, сделанный Ильей так же экспромтом, легко, как и сама драма в стихах… Напомним, что юный поэт не только отличался взрослым осмыслением литературы и истории и написал философское эссе «Русский характер», напечатанное в «ЛГ» за две недели до его смерти: кроме этого, прекрасно зная английский язык, Илья читал в подлиннике Шекспира, Байрона, Блейка и других английских поэтов, во время учебы в РГГУ создал рок-группу «Пожарный Кран», был бас-гитаристом и автором хитов, написал цикл The Beatles again (14 «неизвестных» песен ливерпульской группы). Стенды выставки пестрят всевозможными афишами, вырезками из статей, черновыми записями, фотографиями членов жюри и лауреатов «Ильи-премии».
В графических работах Ильи, часто носящих черновой, зарисовочный характер, сделанных тушью, карандашами, шариковой ручкой, уживаются и дурашливый юмор, стеб, свойственный, например, живописи митьков. Здесь можно увидеть и ироническую карикатуру с элементами сюра, представленную сериями по 2–4 работы. Но, пожалуй, более «цепляют» работы с элементом трагического мироощущения, – «Уличные музыканты», «Где моя жизнь?» и работы из медицинского опыта. Решив стать врачом, Илья год работал в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, затем поступил на педиатрический факультет Российского государственного медицинского университета. Сильнее всего впечатляет гуашевый портрет санитара. Массивно-громоздкий, с вынесенной на первый план огромной рукой-лапищей, с головой в белой шапочке, с закрытыми, как бы слепыми глазами, с часами на руке (земное время отмеряно), он кому-то навевает образ смерти, а кому-то, напротив – спасителя, спешащего к постели больного…