Сара Зельцер читает стихи
на встрече с тверскими поэтами. Фото автора |
Осень – время итогов и планов. Этому и был посвящен Литературный слет Клуба кураторов литфестивалей в России в Завидове и Твери. В нем приняли участие координатор клуба Андрей Коровин, ведущий специальных проектов Максим Гликин, кураторы фестивалей Ольга Медведко, Владимир Софиенко, Лилия Газизова, Юлия Белохвостова, активист клуба и поэт Герман Власов, поэты Санджар Янышев, Сара Зельцер и др. В мероприятии также участвовали министр культуры Тверской области Елена Шевченко, глава администрации Конаковского района Олег Лобановский. На встрече в ДК «Мокшино» Коровин рассказал, что одна из главных задач клуба – объединение значимых литературных фестивалей России в единое движение. Уже сейчас в клубе состоит немало успешно действующих фестивалей: «Волошинский сентябрь» в Коктебеле, «Куб» в Красноярске, Хлебниковский, Поэтический фестиваль им. Лобачевского и Державинский в Казани, кочующий по Карелии фестиваль «Петроглиф», Гумилевский фестиваль в Москве и Бежецке и др.
Кураторы обсуждали, как принимать в клуб фестивали, сколько должно быть рекомендаций, отмечали, что во время приема должны рассматриваться выживаемость, концептуальная изюминка, что фестиваль должен быть не просто тусовкой, а циклом встреч, объединенным общей идеей. Точкой отсчета здесь могут быть «гении места» – родившиеся на местах писатели. Нелишним было замечание, что нынче при ограниченном финансировании организаторы подобных мероприятий, по сути, – сумасшедшие энтузиасты. Взять хотя бы создателей Народного музея Николая Гумилева в Бежецке. Участники высказались за составление карты фестивалей, единого интернет-портала. Когда в пример был приведен фестиваль в Германии «День чтения», во время которого люди выходят на улицы и читают вслух классику, возник вопрос о разрешительном характере сборищ. Лилия Газизова привела в пример мероприятие «Литературный двор» в Казани, где во дворах устанавливалась сцена с микрофоном. Еще одна идея: для популяризации фестивалей устраивать их в формате встреч с людьми интересных профессий. Например, с космонавтами.
Затем кураторы отчитались о том, что сделано, поделились идеями и ноу-хау. Наиболее интересными показались презентации фестивалей в Казани, фестиваля «Петроглиф», во время которого участники не только занимаются литературой, но и путешествуют, красиво был подан проект «Литературный след» – конкурс идей литературных достопримечательностей. Прозвучал рассказ Германа Власова о конаковском «гении места» – Спиридоне Дрожжине: песни на его стихи исполнял Шаляпин, у Дрожжина гостил Рильке и перевел несколько стихов его на немецкий язык. В тот же день состоялась экскурсия в Дом-музей Спиридона Дрожжина. Во дворе дома, где установлен памятник поэту, Герман Власов читал его стихи. На вечернем концерте в ДК «Мокшино» Юлия Белохвостова и Санджар Янышев представили романсы на стихи Дрожжина, отрепетированные буквально накануне, дуэт «Мувинг поэтри», работающий под лозунгом: «Мы делаем поэзию зримой, а танец – осмысленным» представил композицию «Ботинки» и др., а дуэт «Коровин и Фагот» (Андрей Коровин и Александр Александров) – программу по стихам Николая Гумилева, режиссер Максим Гуреев зачитал приветствие слету от родившегося на Тверской земле и ныне проживающего в Канаде Саши Соколова и показал отрывок из фильма о Саше Соколове «А пейзаж безупречен». А на следующий день в Твери в Библиотеке им. Горького участники слета пообщались с тверскими поэтами, завершив встречу «перекрестным» чтением стихов.