Борис Есенькин:
«Коллекционирование – это как вирус!» Фото автора |
В сообществе коллекционеров весьма внушительную фракцию составляют те, кто собирает старые артефакты на бумажных носителях – книги, рисунки, открытки, марки, афиши, карты, фотографии, автографы, казначейские билеты и т. д. Отныне у них появилась своя специализированная ярмарка. Первый салон «Старая бумага» проходит в Центральном доме художника с 18 по 27 сентября. Участие в нем приняли около полусотни экспонентов – художественные галереи, издательства, магазины, библиотеки, частные коллекционеры. На больших антикварных салонах «бумагу» всегда оттесняют на задний план более дорогие и эффектные предметы собирательства – живопись, скульптура, мебель и какие-нибудь палехские шкатулки. Цели новой ярмарки – популяризация бумажного коллекционирования как формы познавательного досуга, расширение кругозора, создание новых платформ общения. Поддержку салону оказало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, чей глава Михаил Сеславинский и сам известный коллекционер-библиофил, участник ряда выставок. А в попечительский совет «Старой бумаги» среди прочих вошли чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов и летчик-космонавт СССР Виктор Горбатко, оба заядлые филателисты. «Надеемся, что наш салон сможет привлечь внимание к тем направлениям коллекционирования, которые обычно остаются в тени», – сказал на пресс-конференции директор ЦДХ Василий Бычков.
Раритетных видов собирательства здесь и правда представили немало. Московский клуб филуменистов (существует уже 58 лет) показал набор спичечных этикеток с репродукциями рисунков Пушкина. В экспозиции «Полярная почта» демонстрировались письма и телеграммы из Арктики, в том числе с ледоколов и дрейфующих станций. В одном из залов выставили коллекцию красиво оформленных пригласительных билетов на русские свадьбы былых времен. Эти экспонаты имеют большую историческую и художественную ценность, эскизы к ним нередко выполняли талантливые иллюстраторы. Здесь нередко попадались работы музейного уровня – например, русские акварельные портреты первой половины ХIХ века из частной коллекции, начало которой когда-то положила покупка на антикварном салоне в ЦДХ.
Книг и книжной графики тоже хватало. На стендах можно было увидеть первое издание поэмы Владимира Маяковского «Про это» с фотоколлажами Александра Родченко, комплект журнала пушкинских времен «Северная пчела», сборник стихов Федора Сологуба «Одна любовь» 1921 года. Искушенные знатоки с интересом рассматривали вышедший 250 лет назад указ Екатерины II о публичном сожжении на площади пасквилей «на французском и российском языках». Сочинители в России во все времена отличались вольнодумством. Но сегодня все эти литературные сенсации и политические рескрипты стали объектами собирательства, купли-продажи. Не случайно участник салона, известный российский книжник Борис Есенькин назвал страсть к коллекционированию вирусом, который стремительно заражает людей. Собиратели книг подвержены этой эпидемии в особой степени, что и доказал букинистический раздел. Организаторы обещают проводить «бумажную ярмарку» ежегодно.