Илья Китуп (в центре перед микрофоном) и его ска-панк-группа «Кабинет». Фото автора
В начале 90-х годов прошедшего уже века Илья Китуп заявил о себе как яркая фигура русского андеграунда. Художник-концептуалист, поэт-футурист, он участвовал в самых разных художественных акциях, сам занимался и продолжает заниматься изданием журналов и книг. О его творческой позиции написали: «Проповедник теории галактического футуризма, заключающейся в распространении футуризма на других планетах – как нашей, так и других галактик, а также в черных дырах и на красных карликах». Эту концептуальную идею подкрепляют и его остроумные и изобретательные стихи: «Ты, верно, представлял себе всегда,/ Что, от других людей не отличаясь,/ Являешься обычным человеком,/ Построенным из мяса и костей./ Скелет обтянут кожей, в голове –/ Скрипят мозги, кишечник прогоняет/ Сквозь тракт еду, напитки и закуски,/ И все в подобном роде и тэ дэ./ Но вот сегодня ты поранил руку –/ Из ранки проводки цветные лезут,/ Машинным маслом с резким ароматом/ Ты вместо крови замарал манжеты./ Пришло в одну секунду осознанье/ Того, что ты не человек, а робот,/ А если поточней – андроид, киборг».
В последние годы Илья Китуп живет в Берлине, но в московской культурной жизни участвовать продолжает. Мы регулярно видим новые книги, изданные им. Вот стихи из его новой книги: «Обточка железных деталей –/ Солидное дело вполне./ Когда на Венеру летали,/ Досталося это и мне.// Я в кузне моей корабельной/ На двадцать шестом этаже/ Расточкой железа продольной,/ А также и параллельной/ На лазерной наковальне/ Готов был заняться уже,/ Как вдруг загудели гобои –/ Тревоги тревожный сигнал./ «Команда, оружие к бою!» –/ Король корабля прокричал…»
Но не все помнят, что еще в далекие 80-е годы Илья Китуп был автором текстов и вокалистом одного из первых московских коллективов, игравших музыку в стиле ска-панк, – «Кабинет». В 2008 году группа была восстановлена. И на прошлой неделе он появился в Москве не только чтобы встретиться со старыми друзьями-поэтами и передать изданные им книги, но и чтобы выступить с концертом.
Вечеринка прошла, что называется, в традициях «олд скул», то есть старой школы. Мужчины и женщины, которым за 30, а то и за 40, лихо выплясывали под зажигательные ритмы, да так, что могли дать фору молодежи. Музыка поднимала на ноги всех, никто не мог усидеть. Москва вновь открыла для себя Китупа-музыканта.
В текстах песен он так же изобретателен и верен традициям постмодернизма, как и в стихах: «Небо над Берлином/ Пахнет керосином./ Небеса все ближе,/ Встретимся в Париже». Или: «Я хотел помыться в душе,/ Только в кране нет воды./ А потом хотел покушать…/ Только в кране нет воды./ Но зачем мне это все, если я купил билет на последний поезд в Кучум, в Кучум…»
Так же склонен к концептуальности; кроме всего прочего, была исполнена песня, состоящая из всего одной ритмично повторяющейся фразы: «Ура! Это новое время!» Когда она была написана? В конце 80-х? Начале 90-х? А может быть, в этом году? У нас всегда новое время, и все снова кричат «ура»…
Вот и сейчас нам стоит прокричать «ура» по новой открытому певцу и автору песен Илье Китупу и возрожденной группе «Кабинет».