Владимир Гопман был ироничен,
точен и интеллигентен. Фото Андрея Щербака-Жукова |
Владимир Львович Гопман (1947–2015) для российского литературоведения был фигурой уникальной. Мало кто в серьезных академических кругах всерьез относится к фантастической литературе. В лучшем случае ее рассматривают как социокультурный феномен. Причем так было и в советские времена, когда главенствовал соцреализм, а фантастике оставались культурные маргиналии, и сейчас – когда она стала восприниматься как откровенно коммерческий жанр, недостойный серьезного филологического разбора. Любители фантастики по мере сил старались восполнить этот недостаток. Появился даже термин «фантастиковедение». Но в большинстве своем все это было очень непрофессионально. За исключением подробных библиографий…
Владимир Гопман, с одной стороны, был филологом-академистом, окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ, был заведующим кафедрой истории зарубежной литературы факультета журналистики Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой, где читал курсы истории зарубежной журналистики, истории литератур Африки, Германии, стран Дальнего Востока, Испании, Португалии, стран Латинской Америки, Италии и стран Северной Европы, потом профессором кафедры литературной критики факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), где читал курсы истории русской литературы и журналистики ХIХ века, истории зарубежной журналистики… С другой стороны, он начиная с 70-х годов был активным участником движения клубов любителей фантастики (КЛФ) – был членом Московского КЛФ, затем Всесоюзного совета КЛФ.
Во все времена он старался объединить строгую академическую науку и беззаветную любовь к фантастической литературе. Еще во время учебы он организовал секцию по изучению фантастики при научном студенческом обществе. С начала 70-х до начала 80-х годов писал статьи в соавторстве с коллегами по цеху Михаилом Ковальчуком и Андреем Гавриловым под общим псевдонимом «Вл. Гаков». В 1981 году защитил диссертацию по теме «Творчество Джеймса Грэма Балларда (К вопросу о специфике художественного метода)». Был членом британского общества Герберта Уэллса, в мероприятиях которого активно участвовал.
Более чем за 45 лет активной научной и литературной деятельности Владимир Гопман написал порядка сотни статей, очерков и рецензий. Героями его текстов становились такие титаны зарубежной литературы, как Жюль Верн, Мэри Шелли, Брэм Стокер, лорд Дансейни, Джон Толкин, Клайв Льюис, Клиффорд Саймак, Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Кристофер Прист, Теренс Уайт, конечно же, его любимые Уэллс и Баллард, наши соотечественники Кир Булычев, Александр Мирер, Ариадна Громова, Сергей Снегов, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов и многие другие. Итогом его исследований фантастической литературы во всех ее ипостасях стали сборник избранных статей «Любил ли фантастику Шолом Алейхем? Статьи о современной – и не только – фантастической литературе» (2009) и антология «Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIХ–ХХ вв.» (2011), за которые автор получил несколько литературных наград. Так он и жил – объединяя филологов и фантастов.
В последние годы Владимир Гопман активно сотрудничал с редакцией «НГ-EL». У нас вышли его рецензии на книги Павла Амнуэля, Даниэля Клугера, статьи о Дмитрии Биленкине, Брайане Олдиссе…
Вечером 26 июля позвонил и предложил написать материал, посвященный 90-летию английского прозаика Брайана Олдисса, с которым давно дружен и состоит в переписке… А буквально через несколько часов, в ночь на 27 июля, ему стало плохо, скорая увезла его в больницу, но спасти не смогли…
Российское литературоведение понесло тяжелую утрату. Для фантастиковедения этот ущерб невосполним.