Хрупкая постмодернистка
Ольга Брагина. Фото Виталия Науменко |
Культурный центр «Пунктум» находится в доме, где когда-то жили Сытин и Вертинский. Здесь прошел поэтический вечер под названием «Соприсутствие. Семейный подряд». Ведущий вечера, поэт, литературовед и культуртрегер Юрий Угольников объявляет, что новый цикл вечеров поэтов, связанных семейными узами, открывают Ольга Брагина и Виталий Науменко, а также «друг поэтического семейства» Вадим Муратханов. Мероприятие по-своему уникально тем, что участники представляют разные страны: Россию, Украину и Узбекистан. Несмотря на политические расхождения, поэтических расхождений у них нет.
Зрители, пришедшие на вечер, несмотря на неблагоприятные погодные условия, задавали много вопросов. Например: «Связано ли увлечение поэзией с вашей профессиональной деятельностью?» На это Вадим Муратханов ответил в том духе, что «мы все работаем журналистами и редакторами, поэзией сыт не будешь, но если ты столько лет своей жизни посвятил поэзии, это уже нельзя назвать увлечением, это нечто большее». Также один из зрителей спросил у Муратханова, есть ли в Ташкенте метро, потому что он был там последний раз в 1984 году… Были вопросы, конечно, по теме вечера: «Существует ли взаимное творческое влияние в поэтической семье Ольги Брагиной и Виталия Науменко?» На это Виталий ответил, что он редактирует переводы Ольги. Присутствовавший на вечере в качестве зрителя московский поэт Геннадий Каневский заметил, что у супругов разная поэтика: у Ольги Брагиной она по-постмодернистски плотная, насыщенная аллюзиями, а Виталий Науменко отдает предпочтение модернизму, при этом ориентируясь на таких поэтов XIX века, как Баратынский и Фет. Вопрос взаимного влияния остался открытым, а Каневский уже в кулуарах добавил, что ему очень выгоден такой формат вечеров, поскольку он «является другом сразу нескольких поэтических семейств».
И, конечно же, главное на поэтическом вечере все-таки стихи. Например, поскольку подряд семейный, прозвучали стихи Ольги Брагиной, посвященные мужу: «Помню едва ли настырный скрип половицы –/ Как мы хотели перекроить границы./ Ужас желания жить поперек вселенной./ Контуры города в капле воды степенной./ Вечная степь, хрипя дифтеритной пленкой,/ Руки формовщика тенью сплетала тонкой/ И океанским плотным узлом соленым./ Память сулит возвращение, только что нам/ Заново мир сотворить и разбить в семь дней –/ Тишь канцелярская, вылитый наспех клей./ Помню едва ли скрип, раздражавший столько./ В дело твое навылет войдет иголка./ Не удержать обрывки страниц петитом/ В этом окне, щебенкой густой разбитом».
Или идиллическая зарисовка Виталия Науменко о неприкаянности памяти и вечном лете: «Мы посеяны скопом, а вышло расти, где придется./ Отыскать посложнее, чем бросить, задуть, потерять./ Но в движеньи любом эта жилка мерцает и бьется –/ Бывшей жизни, погасшей, на веру прижитой опять./ Занавеска гуляет, и море гуляет с наскока,/ Там, где память оглохла, – другой начинается звук./ Или просто прибой, и ни вздоха тебе, ни упрека./ Только дамы в панамах и песня про солнечный круг».
А еще импрессионистский верлибр Вадима Муратханова с емким названием «Вода»: «Что толкнуло сбежать/ вниз по крутому откосу –/ не помню, но быстро/ кончился рост, и чуткая крыша/ сомкнулась над головой,/ отменяя теченье./ Две огромных руки/ до первого вдоха/ вырвали из теплой утробы –/ мокрого, испуганного./ Но успели увидеться черные травы/ на затопленном склоне/ и зеленое солнце реки./ Короткая радость стоянья на дне/ до сих пор не дает научиться плавать».
Под конец вечера один из зрителей сказал: «У нас здесь такой интересный формат, это нужно снимать на видео», и эту идею, наверное, поддержал бы прозаик и поэт Дмитрий Данилов, который застал только финальные аккорды поэтических чтений. В конце вечера Юрий Угольников поблагодарил авторов и зрителей за участие, за проявленный интерес и попрощался с ними до осени, когда литературная жизнь закипит с новой силой.