Дети поэтов – чтецы стихов. Фото автора
В Российской государственной библиотеке прошел вечер, организованный проектом «Культурная инициатива», – «Дети поэтов читают стихи друзей своих родителей». На протяжении девяти лет, каждый год, на разных литературных площадках Москвы и ближайшего Подмосковья дети поэтов выходят на сцену и представляют современную поэзию во всем ее многообразии.
Большой выставочный зал библиотеки с огромным макетом бумажного кораблика посредине ненадолго окунулся в поэтические речевые воды, а дети-чтецы, стоящие у деревянных ворот комнаты сказок, превратились в капитанов из страны Детства.
Семилетний Даня Веденяпин читал небольшие стихотворения Александра Макарова-Кроткова и Германа Лукомникова. Оказывается, как и поэт Лукомников, мальчик считает, что «голова растет на бороде./ Я уверен/ в этой/ ерунде!». Тем же детским восприятием мира, видимо, близка и поэзия второго поэта, который задается вопросом, красное ли море, или предлагает поговорить на языке птиц, подразумевая под ними птеродактилей.
Второй сын Дмитрия Веденяпина, пятилетний Ося, поделился с собравшимися гостями поэтическим двустишием того же Лукомникова и заставил лишний раз улыбнуться его трогательной наивности: «Все на свете – это чушь./ Да шучу же я, шучу ж!»
Лиля Денисова, дочь Алексея Денисова и Елены Кругловой, выступала на вечере четвертый год подряд, и в этот раз ее выбор пал на прекрасный стих Евгении Лавут «Я выключаю свой болевой моторчик». Благодаря этому тема детства прозвучала еще более отчетливо, в одну строку вписались корифеи литературы для детей и их родителей: Маршак, Чуковский, Барто и Корчак. Однако всех их отправили спать, а вопросы о том, «куда уплывают лодки» и «как называются звери доисторической эпохи», опять остались без ответа.
14-летний Савва Круглов, сын Сергея Круглова, прочел стихотворения Бориса Херсонского и своего отца. Серьезному молодому чтецу, оказывается, предлагались разные произведения, но он сам остановился на этих. «Стоит мост, что на семь верст. Это – Великий Пост…/ Дети идут по мосту туда, взявшись за руки, в два ряда… Как камушки в воду, свои грехи бросают дети с моста», – читал Савва, а свет прожекторов освещал его искреннее, уже совершенно не по-детски задумчивое лицо. После звучали противоположные по настроению строкам Херсонского строки стихотворения «Вот и лето пришло» Круглова: «Вот с юга вернулися мух вереницы,/ Наполнились пылью лучи./ Спокойся, мой гном, с недочтенной страницы/ Ты с лупой своей соскочи».
Катя Курбатова, по словам ее отца Александра Курбатова, сначала выступать не собиралась, но потом, видимо, поддалась общему настроению, нашла в принесенной с собой книге стих и прочитала его вслух. Так возникло в программе вечера стихотворение из повести Владислава Крапивина «Лужайка, где пляшут скворечники»: «Елки-палки, лес густой./ Путь по лесу непростой. …/ Там избушки Бабов Яг/ С топом пляшут краковяк./ Здравствуй, месяц и луна,/ Здравствуй, странная страна».
Дочь Татьяны Риздвенко Арина прочла стихотворение Михаила Айзенберга «В этом лесу проходит граница пыли…». И хотя, по словам самой Татьяны, стихи Айзенберга – ее выбор, семилетняя Арина читала так, будто видела всю красоту «леса» поэта наяву и даже вместе с ним собирала ягоды и грибы. «Розовый свет, единый на многих лицах./ Эта земля, свернувшаяся в калачик,/ как травяной, невидимый глазу улей…/ Не унывай, – воздух стрекочет светлый. –/ Я под конец объясню тебе легкий способ», – пообещала Арина. А пронзительные строки заставили испытать трепет, засели в голове и не отпускали до конца дня.
На вечере выступили и его «старожили» – дочери Юрия Цветкова Оля и Лиза, которые прочли соответственно произведение Дмитрия Тонконогова «Меркнут знаки Бэрримора…» и неопубликованное стихотворение Анны Аркатовой «Школьный вальс». И в качестве «бонус-трека» прозвучала речь двухгодовалого Германа Нугатова. А в конце все чтецы получили плитку шоколада и книги издательств «Время» и «Б.С.Г. – Пресс».