Веселый Сергей Соколовский.
Фото автора |
Это была очень необычная презентация. У прозаика и издателя Сергея Соколовского вышла новая книга. Повесть «Добро побеждает зло», написанная еще 20 лет назад, обрела теперь печатную форму в рамках проекта «Абзац». Вечер в Музее народной графики открыла Анна Голубкова, которая имеет самое непосредственное отношение к появлению книги. Она рассказала, что, прочитав повесть и вдохновившись ею, предложила автору переписать текст по старой русской орфографии. Знакомый с произведением читатель, безусловно, оценит изящество этого предложения. Соколовский думал не один день, но все же вежливо отказался. Тогда Голубкова решила придать изданию декадентский облик. В оформлении обложки были использованы детали оформления символистского альманаха «Северные цветы» работы Константина Сомова.
Вторым выступил Данила Давыдов, которого связывает с Соколовским давняя дружба, и рассказал, что читал повесть еще в машинописи. Автор был охарактеризован Давыдовым как человек, занимающийся уничтожением ложных смыслов и установлением подлинных. Завершила вводную часть Ксения Чарыева, предложившая для понимания творчества Соколовского достаточно парадоксальную метафору.
Далее слово взял виновник торжества и заявил, что из презентуемой книги он ничего читать не станет. Вместо этого собравшимся будут предложены два отделения малой прозы. В первом отделении под названием «Уникальные редкости и красоты» (кто помнит, Егор Летов назвал так сборник студийных и концертных курьезов и брака) прозвучит то, что автор боялся или стыдился читать, а также то, что читать ему запрещали. Второе отделение составят Greatest hits.
Рассказы у Соколовского, как правило, разделены на циклы. Вначале звучали тексты из самого нового, еще не законченного цикла «Новые приключения Иуды». Эти тонкие и проницательные зарисовки, своеобразный метафизический примитивизм, способны сказать об окружающем мире больше иных толстых томов. Впрочем, это справедливо и для других рассказов. Соколовский прекрасно читает свои произведения, благодаря чему они усиливают свое воздействие, причем не только на людей. На словах «А ты уверен, что настоящая кислотная проза нужна России?» в зале внезапно погас свет, и первое отделение логически завершилось.
Хиты Соколовского предсказуемо усилили царившее в зале возбуждение. Слова «Как говорил покойный капитан Шелест, прошлого у нас нет» были произнесены гостями хором. Продолжительное второе отделение завершилось ответами автора на вопросы. Больше всего вопросов оказалось у Данилы Давыдова. Его интересовали эстетические критерии Соколовского, влияние современного поэтического слова на его прозу и другие тонкие материи. По просьбе Давыдова даже было прочитано одно стихотворение: «Мама-гусеница, папа-гусь./ Я веселый только, когда нажрусь».
И все-таки слова из новой книги прозвучали на презентации. В заключение вечера Соколовский прочитал аннотацию.