Неистовый Борис Евсеев. Фото Сергея Каревского
В Русском ПЕН-центре состоялась презентация новой повести Бориса Евсеева «Офирский скворец», вышедшей в трех первых номерах журнала «Юность» за 2015 год. По утверждениям организаторов вечера, давно в Русском ПЕН-центре не собиралась такая многочисленная и представительная читательская публика.
Практически все выступающие согласились между собой в том, что и по объему, и по разнообразию персонажей, и, конечно, по остроте поставленных проблем это скорее «сжатый» европейский роман, а не очередная лирическая «повестуха» про себя любимого.
Открыл вечер прозаик, ректор Института журналистики и литературного творчества Леонид Бежин. Он рассказал о повествовательном методе Евсеева, упомянул о том, что этому автору важно «выбрать самые невообразимые, гротескные, карнавальные элементы действительности и разогнать их, словно тяжелые протоны в коллайдере». «Наконец появилась повесть, – сказал дальше Леонид Бежин, – которая вобрала в себя многое из ранней прозы Бориса Евсеева и воплотила новые принципы евсеевской эстетики – эстетики короткой упругой фразы и дерзкого молодого письма, секрет которого открывается только в зрелом возрасте».
Затем выступил Лев Аниннский. Он остановился на некоторых идеях и тонкостях, зашифрованных в повести, а также прочитал кусок текста, поразивший его, как он выразился, новым взглядом на то, что сейчас с нами происходит, в частности, новым изображением такого явления, как «русское колобродство».
Потом слово было предоставлено поэту, главному редактору журнала «Юность» Валерию Дудареву. «Символично то, что мы обсуждаем повесть «Офирский скворец» в день рождения «Юности». Именно в этот день 60 лет назад Валентин Катаев подписал в печать первый номер журнала. Публикацию повести Бориса Евсеева мы в «Юности» считаем центральным событием 2015 года еще и потому, что Валентин Катаев мечтал воссоздать на страницах журнала связь времен и эпох. Такая связь в этой повести и состоялась. При этом Евсеев как никто другой умеет слушать современность, и вообще на нашем литературном поле он писатель долгожданный», – сказал Валерий Дударев.
Затем писатель и переводчик, главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе рассказал о точности, богатстве и свежести русского языка в повести Евсеева. Неожиданно и увлекательно выступил «человек со стороны», архитектор Георгий Елин. Он провел параллели с Гоголем и Достоевским, но настаивал на абсолютной самобытности Евсеева.
Кинорежиссер, лауреат премии «Золотой орел» Галина Евтушенко сказала о кинематографичности прозы Евсеева и прочитала отрывки из уже появившихся рецензий на повесть (одна из них, «Сила незримого» Евгении Кулаковской из Барнаула, была опубликована в «НГ-Ex Libris» 14.05.15). С интересными мыслями о повести Евсеева выступили литературовед, главный редактор журнала «Человек на Земле» Татьяна Сурганова и прозаик Афанасий Мамедов.
В завершение автор прочел главу из «Офирского скворца», которая вызвала новую волну обсуждений и откликов.