Андрей Бычков, Александр Чанцев, Анатолий Рясов, Василий Голованов, Данила Давыдов и Ольга Балла на презентации книги. Фото автора
В клубе «Дача на Покровке» литературовед-японист, критик, эссеист-культуролог Александр Чанцев представил свою новую книгу, вышедшую на почти 700 страницах. «Когда рыбы встречают птиц: люди, книги, кино» – свод бесед с писателями и учеными, эссе о музыке, статей о кино, рецензий на книги, в которых заключен рельефный, фактурный и многогранный мир, своего рода культурный универсум автора. Каждый текст являет собой средоточие выкристаллизованных знаний об актуальном искусстве, о тенденциях и путях его развития. Охват тем, которые затрагиваются, весьма впечатляет, в особенности подход к ним – глубокий, проникающий в самую суть вещей.
В предисловии к книге прозаик, эссеист Андрей Бычков, выступавший и на презентации, отметил феномен ее автора: «Чанцев как субъект и вправду необычен. В наши поверхностные времена таких глубоких авторов не должно быть. Времена энциклопедистов и сверхинтеллектуалов давно прошли. Во всяком случае, им не место среди современных критиков, скорее среди критиков современности. Но Чанцев трансгрессор, он опровергает и то и другое. Чанцев пронизывает насквозь все».
В свою очередь, критик Ольга Балла обратила внимание собравшихся гостей на «счастливое свойство» Александра Чанцева, который «сделал предметы собственного человеческого интереса и любопытства (книги и фильмы, то есть то, на чем люди обычно отдыхают от зарабатывания хлеба насущного и возвращаются к узкой специализации – к всечеловечности) темами своего интереса профессионального, качественно поставленной рефлексии». Интервью Александра Чанцева, по мнению Ольги Баллы, представляют виртуозную работу выстраивания высказывания автора из чужих голосов.
После слово было передано эссеисту, писателю, путешественнику Василию Голованову, который начал с поздравлений автора с выходом радостной, интересной и глубокой книги. «Саша – разгадыватель, – с ходу определил суть автора Василий Голованов. – С начала XX века не существует единого культурного поля, оно напоминает скопище шариков, которое под давлением выплюнуто в 4D-пространство. И здесь – музыка, кино и совершенно разные книги. Саша – Сталкер, с ним не страшно войти в этот поток, который может быть и убийственным, ведь шарики бывают тяжелые и бездарные или, наоборот, прекрасные. А он ходит, угадывает, и на это положена жизнь. В книге колоссальное количество человеческого труда и времени».
В завершение вечера Александр Чанцев ответил на вопросы критика Валерии Пустовой о названии книги: «Во-первых, рыбы и птицы встречаются в паре текстов, во-вторых, для меня это символ встречи разноплановых вещей типа чистой литературы и массового кино. И отчасти символ восприятия невозможного возможным. Также не стоит забывать и о том, что рыба является ранним христианским символом Христа, посредником между небом и землей, «птицей земли»...»
Гостям, в числе которых были замечены поэт Александр Мещеряков, прозаик Анатолий Рясов, расходиться долго не хотелось. «А что бывает, когда птицы, чайки например, летают и хватают рыбу?» – задал шутливо-каверзный вопрос поэт, прозаик, критик Данила Давыдов. «Я ждал этого вопроса с самого начала, – улыбнулся автор. – Трагедия, конечно, у рыбы нет шансов».