Дуэт «Коровин и Фагот» исполняет гимн «Бродячей собаки». Фото Андрея Тарасова
В Центральном доме литераторов прошел вечер в честь дня рождения поэта Николая Гумилева «100 лет без «Бродячей собаки». Гумилев и все-все-все», устроенный Гумилевским обществом. Его вели председатель Гумилевского общества, создательница Музея Гумилева и Ахматовой в Бежецке Ольга Медведко-Лукницкая и поэт, культуртрегер, куратор литературного салона «Булгаковский дом» Андрей Коровин. Вечер получился длинный – примерно три часа, и казалось бы, за такое время могут утомить даже самые дивные выступления. Но вечер был столь разнообразно выстроен, что усталость проявилась только «на финише». Как ясно из названия, вечер был посвящен знаменитому литературно-артистическому кафе Серебряного века «Бродячая собака».
Стихи поэтов Серебряного века эмоционально читал актер Валерий Баринов. В его исполнении прозвучал Георгий Адамович: «Я не тебя любил, но солнце, свет,/ Но треск цикад, но голубое море./ Я то любил, чего и следу нет/ В тебе. Я на немыслимом просторе/ Любил. Я солнечную благодать/ Любил. Что знаешь ты об этом?/ Что можешь рассказать/ Ветрам, просторам, молниям, кометам?», стихотворение Есенина «Сукин сын». Блоковское «Девушка пела в церковном хоре…» актер подал в неожиданном ракурсе, проассоциировав с Великой Отечественной войной: в итоге стихотворение прозвучало почти пророчески.
Потом слово получили Галина Козловская и Ольга Медведко-Лукницкая. Задействовав видеоряд, Козловская рассказала о замысле создания Музея Гумилева и его воплощении. На фото мелькали памятник семье Гумилевых в Бежецке, гимназия, где учился Лев Гумилев, шкатулка матери Николая Гумилева – Анны, место в лугах, где находилась усадьба Слепнево, поэты – участники фестиваля «Слепневско-Градницкие гумилевские встречи». Затем выступили энтузиасты – экскурсоводы музея в Бежецке Александр и Татьяна Тихолаз, исполнившие музыкальную композицию на стихи Ахматовой и Гумилева с использованием своих песен.
Ольга Медведко-Лукницкая поведала о зарождении «Бродячей собаки», созданной культуртрегером Серебряного века Борисом Прониным по примеру парижского кафе «Ша Нуар». О том, как создатели бродили по Питеру в поисках места, как нашли дворняжку Мушку, которая стала символом кафе, как Михаил Кузмин и Алексей Толстой написали гимны «Бродячей собаки», а художники Сергей Судейкин, Николай Сапунов и Николай Кульбин расписывали стены в футуристическом стиле. Поэты читали, Мейерхольд и Евреинов устраивали постановки, балерина Тамара Карсавина танцевала. Одна из историй повествовала о том, как актриса Ольга Высоцкая (у нее был роман с Гумилевым) забросила на знаменитую средневековую лампу белую перчатку, а Добужинский – черную маску.
Следующим номером был дуэт «Коровин и Фагот». Под причудливую звуковую вязь Александра Александрова, игравшего на рояле и перкуссиях, Андрей Коровин, нахлобучив черный цилиндр, артистично исполнил гимн «Бродячей собаки» Михаила Кузмина. Какова была реальная музыка, неизвестно, так что исполненная мелодия стала композиторской «догадкой». Чтобы почувствовать колорит кафе, Коровин зачитал отрывок из мемуаров Георгия Иванова и его же строки: «Январский день. На берегу Невы/ Несется ветер, разрушеньем вея./ Где Олечка Судейкина, увы!/ Ахматова, Паллада, Саломея?/ Все, кто блистал в тринадцатом году –/ Лишь призраки на петербургском льду».
Много рассказывал о «Собаке» заместитель председателя Гумилевского общества Сергей Зенкевич. Он провел параллели с «Башней» Вячеслава Иванова и редакцией «Аполлона», подчеркнул, что «Собака», несмотря на то что туда ходили «фармацевты» (простые посетители), мыслилась именно как кафе артистов «для себя». Увы, гипертекст, создававшийся без записывающей аппаратуры, «расплылся в вечности». Он упомянул о посещавших кафе Эмиле Верхарне и Филиппо Томмазо Маринетти и тех, кто не бывал там, – Блоке и Бунине. После Зенкевича выступил композитор Виктор Попов, исполнивший свои песни на стихи Гумилева, Мандельштама, Ахматовой. Театральную композицию с декламацией поэтов Серебряного века представили артисты московских театров (режиссер Валерия Приходченко). А в финале показали анимационный фильм Эдуарда Беляева «На огненном коне…» – своеобразное прочтение биографии Гумилева.