Ольга Медведко-Лукницкая
рассказывает о музее в Бежецке. Фото автора |
В Центральном доме журналиста прошел Литературный фестиваль им. А.А. Ахматовой «Я научила женщин говорить…», стихотворную часть которого вела поэтесса, составитель поэтических альманахов «День поэзии», «Московский год поэзии», «Паровозъ» Анна Гедымин. Фестиваль будет ежегодным, и в его рамках планируются разные мероприятия, в том числе поэтический конкурс. На форуме выступали поэтессы разных поколений. Читали стихи Анны Ахматовой и собственные – главным образом о непростой женской доле. Участницы представили самые разные направления, стилистики. Звучало и бытовое, надрывно-женское с фольклорной нотой в стихах Марии Ватутиной, и тонкое романтическое пантеистичное о разных полюсах любви у Анны Гедымин и Елены Исаевой. Поэтессы Елена Иванова-Верховская и Светлана Максимова затронули тему Украины так, что публика ощутила: какие мы близкие люди и как за всех страшно.
Читала Мария Малиновская, озвучившая романтическую балладу про дядю: «Я с детства сбегала туда, хоть потом пороли,/ Из-под ладони смотрела, как даль горит./ Внутри на опорах – из книг и журналов Магритт,/ Площадка вся в цифрах – шифровки, счета, пароли?/ Под крышей однажды нашла именной каракал,/ Имя – моё. Заплакала, ниже глядя – На мелкую подпись вдоль по стволу: твой дядя,/ Который сегодня – считай, что тебя разыскал». Ирина Суглобова прочла стихотворение Ахматовой «Лотова жена». Трагично, почти навзрыд подала она собственные вещи: «С тех пор как я не баба – мавзолей/ И несколько окаменела с виду,/ Слова и голоса моих друзей/ Живут во мне, преодолев обиду. <…> Чтоб до конца нам не окаменеть,/ За пряжей должно плакать или петь/ И петли те распутывать вначале.../ Ни оправданья, ни подмоги нет./ О Боже мой, дай выпустить на свет/ Живыми их из недр моей печали».
Ольга Харламова предварила выступление гениальным стихотворением Ахматовой «Слава тебе, безысходная боль», прочитав его поистине с театральным мастерством. Выступала поэтесса, писатель, педагог из Вологды Галина Щекина, автор романа «Графоманка», вошедшего в шорт-лист «Букера-2008». Светлана Максимова напомнила ахматовское: «Но мы узнали навсегда,/ Что кровью пахнет только кровь...» Кровавую тему вдруг продолжила Маргарита Сосницкая из Италии, прочитав цикл, где первые две строки стихотворений взяты из прозы Николая Гумилева «Записки кавалериста», или «Африканская охота»: «Я вижу, кровь моя размашисто, ветвисто/ течет по солнцем обожженному песку,/ С гуденьем сводов, пением и свистом/ выводит ярко за строкой строку».
Интересно выступила председатель Гумилевского общества, создательница музея Гумилева и Ахматовой в Бежецке Ольга Медведко-Лукницкая. Привела слова Ахматовой о Слепневе: «Слепнево для меня как арка в архитектуре... сначала маленькая, потом все больше и больше и наконец – полная свобода (это если выходить)». Немало слов Ольга посвятила биографу Гумилева – Павлу Лукницкому, который много общался с Ахматовой и оставил вдохновенные стихи, посвященные поэтессе. А в финале вечера, акцентировав феминистскую ноту, поэт и писатель, первый секретарь правления Союза писателей России Светлана Василенко вручила премии Международного литературного конкурса «Новый матриархат», учрежденного Союзом российских писателей, Союзом журналистов России, клубом Дома журналистов «Журналистка» и Литературной палатой России. Первую премию за лучший рассказ о Женщине в меняющемся мире получила Марина Анашкевич за рассказ «Другая», вторую – Марина Тарасова за рассказ «Женщина-птица», а третью – Елена Тарасова за рассказ «Александр» и Татьяна Окоменюк за рассказ «Вендетта».