Борис Романов (слева) представляет Юрия Орлицкого (справа)... Впрочем, Орлицкий в представлении не нуждается. Фото автора
В Малом зале ЦДЛ прошел творческий вечер поэта и литературоведа Юрия Орлицкого «Стих и проза». Вел его поэт Борис Романов.
Охарактеризовать двумя словами сферу научных и творческих интересов Орлицкого оказалось затруднительно, возможно, потому, что сочетание в одном человеке настоящего поэта и настоящего ученого встречается не так часто. Романов отметил, что противопоставление, вынесенное в название вечера, вообще характерно для виновника торжества, в судьбе которого отразилась судьба свободного стиха в России.
Ведущий выразил свое восхищение подвижнической деятельностью Орлицкого по внимательному изучению творчества других поэтов и охарактеризовал его собственную поэтическую манеру как очень острую и точную. Чтобы приблизительно показать тот диапазон, в котором творит Орлицкий-поэт, Романов прочитал два стихотворения – верлибр «Ты уходишь./ Твои шаги гаснут…» и традиционное, посвященное памяти Николая Рубцова: «Этот тусклый дебаркадер/ Над мерцающей водой/ Жизнь, застывшая, как кадр,/ Ставший смертною бедой».
В своем поэтическом творчестве Юрий Орлицкий достаточно сдержан. Наиболее представительный сборник «Верлибры и иное» (снова противопоставление!) был издан в 2009 году. В него вошло большинство прочитанных на вечере стихотворений. В некоторых произведениях автор задействует инструментарий филолога, как то игру с ударениями, жанрами или упоминание лиц, знакомых только посвященным. Другие стихотворения Орлицкого укоренены в нашей сегодняшней жизни, в которой ему удается увидеть глубинные пласты бытия: «Две оранжевые женщины/ сильно за сорок/ Медленно ползут по эскалатору/ с мокрыми тряпками в руках/ Как любимого мужчину/ обнимая каждый фонарь». Прозвучали также сделанные с подстрочника переводы из молодых турецких поэтов.
Во второй части вечера присутствующие высказывались об Орлицком и его творчестве и читали стихи. Главный редактор журнала «Арион» Алексей Алехин говорил о том, что стихотворцы обычно люди эгоистичные и не стоит ждать от них интереса к чужому творчеству. Но герой вечера, по словам Алехина, лишен этого качества. Ряд важных начинаний, которые курирует Орлицкий, например Сапгировские чтения или Фестиваль верлибра, очень много дают их участникам. Организатора этих мероприятий окружают уже представители другого поколения, что очень важно.
Специалист по современному русскому языку Ольга Северская рассказала, что ее очень веселит, когда про Орлицкого говорят – «автор более 500 работ по стиховедению», и предложила новый вариант – «около миллиона статей». Данила Давыдов отметил, что десятки, если не сотни людей в разных уголках мира должны быть благодарны Орлицкому за реальную помощь в научной работе. Бесконечное количество дел, которые он делает одновременно, должно, казалось бы, создавать суету. Но ее нет, что заметно в первую очередь по стихам с их вниманием к детали и всматриванием в реальность.
Выступили также Олег Федотов, Владимир Тучков, Владимир Британишский. Поэт и филолог Сергей Преображенский обратил внимание присутствующих на еще одну ипостась Юрия Орлицкого – постоянное перемещение по стране, по провинции, которую он знает и любит. Это связано не в последнюю очередь с активным участием в конференциях, которых у Орлицкого в месяц бывает по три-четыре. И ощущение дороги, а равно и беспредельности российских просторов, разлито во многих его стихотворениях: «Сезон лысеющих лесов,/ Сосущая тоска пространства…/ А жизнь прикидывалась странствием,/ Раскручивала колесо».