Сергей Чупринин в Доме Брюсова.
Фото автора |
В Доме-музее Брюсова, что на проспекте Мира, или, как его еще называют, Музее Серебряного века, прошла презентация книги Сергея Чупринина «Критика – это критики. Версия 2.0».
Поскольку Сергей Иванович и сам является известным критиком и книга его о критиках, то и в зале собрались в основном критики. Среди них такие знаменитые и даже знаковые фигуры, как Андрей Турков, Лев Аннинский, Ирина Роднянская, Владимир Новиков, Наталья Иванова, Андрей Немзер и др.
Сначала автор рассказал о себе, о том, как он стал критиком, потом и о самой книге, о том, как она писалась, как собиралась, как издавалась. В ее создании есть некоторые нюансы. Дело в том, что она состоит как бы из двух частей. Первая часть уже выходила отдельной книгой в далеком 1988 году, в ней собраны портреты критиков времен 70–80-х годов. А вторая часть посвящена более близкому для нас времени, периоду с 1992 по 2014 год. Сама книга интересна в первую очередь тем, что в ней представлены живые портреты современных критиков так, как они видятся автору. И написаны они очень пристрастно, и таким же образом осуществлялся отбор героев для книги.
После автора выступили и некоторые, так сказать, персонажи его книги. Одним из первых – Владимир Новиков. Он, правда, был не совсем доволен своим портретом, поскольку тот был написан давно, а за это время он кардинально изменился и, самое главное, перестал быть только литературоведом, а стал еще и полноценным критиком. Ведь литературовед – это просто научный сотрудник, а критик должен уметь еще и писать, причем писать ярко, образно, зримо. А это непросто, для этого надо иметь не только научные знания в области литературы и текущего литературного процесса, но и литературную одаренность. «Литературоведов – тысячи, а критиков – единицы!»
Критику и сотруднику журнала «Знание – сила» Ольге Балла понравился в книге Чупринина диалог автора со своими героями, обратная связь с ними. Дело в том, что после написания и опубликования тех первых портретов в журнале «Литературное обозрение» был произведен опрос персонажей книги, их спрашивали о том, узнают ли они себя в этих героях, насколько достоверно они выписаны, нравятся ли они себе или что-то их не устраивает. Этот опрос также приводится в книге.
Андрей Немзер в своем выступлении вспомнил, как в середине 80-х, когда он заведовал отделом критики в журнале «Литературное обозрение», Сергей Чупринин предложил завести там рубрику, посвященную портретам критиков. Но тогдашнее начальство сильно воспротивилось этому. Партийные товарищи, курировавшие литературно-критическую отрасль, понимали, какой раздор это может внести в ряды их авторов-критиков, и не только потому, что кого-то недостойного, по их мнению, включили бы в эту галерею, а потому, что кого-либо из достойных могли не включить. Поэтому все что угодно: рецензии, статьи, но рубрику – никогда.
Дмитрий Бак, также один из героев книги, но, помимо всего прочего, еще и директор Государственного литературного музея, в который входит и Музей Серебряного века, тоже выступил. Он был очень рад тому, что так много на презентации знакомых лиц, которые он узнает даже по голосам. Но сделал неутешительный вывод, что критики в том формате, в каком мы привыкли ее представлять, сейчас уже нет. Она закончилась тогда, в конце 80-х, с тем поколением критиков, о которых писал Сергей Чупринин в первой части книги. Она не воспроизводится в новых людях, потому что формат сейчас другой. Нет критиков глубокого дыхания, серьезных, основательных, а есть просто газетные рецензенты, которые должны в спешном порядке представить читателям книжные новинки и объяснить, почему их надо покупать.
После выступления Дмитрий Бак предложил всем присутствующим на вечере героям книги оставить на одном экземпляре свои автографы и сдать этот экземпляр в его музей. Когда презентация закончилась, многие участники с удовольствием выполнили эту просьбу.