Александр Проханов
вручает награду Сергею Есину. Фото автора |
С помпой и вокальными номерами («Соловей мой, соловей», «Сияла ночь, луной был полон сад») в Музее Пушкина в четвертый раз раздали «Золотых», «Серебряных» и «Бронзовых Дельвигов» – всероссийскую премию, учрежденную «Литературной газетой» и носящую имя Антона Дельвига – «За верность Слову и Отечеству». В этот раз премией, поддерживающей «традиции и ценности классической русской, многонациональной советской и российской литературы», отмечены 23 человека, включая дипломантов. В жюри в этом году вошли писатели Александр Проханов, Лариса Васильева, Сергей Шаргунов, поэт Андрей Дементьев, критик, главный редактор «Литературной России» Вячеслав Огрызко, поэт, критик, издатель Евгений Степанов и др.
«Золотых Дельвигов» получили татарский поэт Ренат Харрис, писатель Сергей Есин «за многолетнюю литературную деятельность и создание произведений, которые стали вехами в советской и русской литературной жизни» и поэт Владимир Костров – «за верность высоким этическим идеалам русской поэзии и мощное лирическое наполнение стиха состраданием и смыслом». В кулуарах не смолкали споры – «этому дала, этому дала, а этому не дала». Конечно, сколько людей, столько мнений. Один любит арбуз, другой – свиной хрящик. И конечно, механизм «Золотого Дельвига», призванный творить объективный суд (членами жюри становятся лауреаты прошлого года), порой не отменяет желания отметить – ну да: те же, там же. Впрочем, надо признать: в этом году «Дельвига» в номинациях «Современная проза», «Историческая проза», «Поэзия (малые формы)», «Поэзия (большие формы)», «Публицистика», «Критика и литературоведение», «Художественный перевод», «Сатира», «Детская и юношеская литература», «Литературный дебют» получило немало достойных людей.
«Серебряных Дельвигов» по традиции дают шесть, но, видимо, потому что «серебро» вручили абхазскому поэту Мушни Ласуриа за поэму «Золотое руно» и переводчику этой поэмы Михаилу Синельникову, получилось – одна позиция «раздвоилась». Упомянутые лауреаты абсолютно вписываются в традицию «Литературной газеты», всегда поддерживающую литературу на языках малых народностей: Ласуриа вышел на сцену в черкеске и папахе и озвучил отрывок из поэмы в оригинале. Но обратили внимание не эти награды и даже не «серебро» историка и автора «ЛГ» Арсения Замостьянова, а награждение поэта и писателя Михаила Тарковского за «художественно убедительное изображение человеческих судеб сибиряков». В молодости Михаил уехал жить в Сибирь, стал охотником и на своем опыте показал, как найти те самые «духовные скрепы». Об этом рассказывается в снятом им фильме «Замороженное время». «Непричесанное сибирское слово выдержите?» – так начал свою речь охотник-сибиряк.
Порадовала и во многом «согласила» с собой «бронза». В числе шести лауреатов «Бронзового Дельвига» – Валентин Резник, поэт с нелегкой судьбой, запечатлевший горькую сталинскую эпоху (50 лет проработал на предприятиях «оборонки» слесарем-инструментальщиком): «Еще и до сих пор во взоре/ Печаль, рожденная войной,/ Я пил в таких размерах горе,/ Что и не верится порой,/ Как умудрился не сломаться,/ Дожить до нынешнего дня./ Вот вам, ребята, рубль двадцать –/ Опохмелитесь за меня». Бок о бок с поэтом из «рабочего класса» бронзовую награду получил священник из Солнечногорска Владимир Нежданов за книгу духовных стихов «Небо в открытом окне». В номинации «Публицистика» отметили Марию Ряховскую, издавшую книгу актуальных повестей «Россия в отражениях: Сербия, Крым, Казахстан», Андрея Воронцова – за его исследования творчества Михаила Шолохова, и в частности роман о Шолохове «Огонь в степи».
Диплом с формулировкой «за издательскую и просветительскую деятельность и заинтересованное внимание к творчеству писателей-современников» вручили издательству «У Никитских ворот».
Да, было много волнений, признаний в любви к «Литературной газете», но наиболее живым и непосредственным показалось чтение стихов молодой поэтессы из Сыктывкара Анны Чалышевой, получившей премию «Дебют».