На выставке в Литмузее – Лидия Вулох (дочь Игоря Вулоха), Сергей Ниточкин, Владимир Шаров. Фото Натальи Охота-Вулох
В Московском литературном музее (усадьба Остроуховых в Трубниковском переулке) открылась выставка «Раритет 537», посвященная книжной инсталляции. На ней представлены работы из коллекций Михаила Алшибая и Сергея Ниточкина. Книги, изданные небольшим тиражом, – раритеты по определению. А если стихи известных поэтов (Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Евгений Рейн, Игорь Иртеньев, Иосиф Бродский) сверкают в оправе, смонтированной не менее известными художниками (Игорь Вулох, Лев Кропивницкий, Виктор Пивоваров, Александр Харитонов, Александр Смирнов, Андрей Бильжо, Вадим Кулаков), то они – раритеты вдвойне. Имена многих авторов, представленных на выставке, связаны с андеграундом 60-х, с культовой Лианозовской группой, а Бильжо представлен своим доисторическим периодом (тем, в котором Петровича еще не было!). Тоже – раритет!
На днях состоялась презентация выставочного каталога, если можно выразиться, книги книг. Начался вечер выступлением Игоря Иртеньева. Потом и Михаил Алшибая читал стихи из представленных на выставке книг. Такие, что никто другой читать не решался (ввиду лексических особенностей текстов из андеграунда). «Качалов!!!» – кричали из зала, распознав новый талант художника, коллекционера, кардиохирурга.
На afterparty много говорили об участниках проекта. Михаил Алшибая вспоминал, как познакомился с Игорем Вулохом. А Сергей Ниточкин вспомнил, как Вулох привел к нему Мишу Алшибая. Из пространного спича последнего все поняли, что «резать художников – это хобби» (хоть и трудное, ответственное, Алшибая – выдающийся кардиохирург), а вот устраивать им выставки – это радостная и приятная профессия, в которой он стал человеком-легендой. «Когда кто-то вспоминает, что познакомился со мной в 1958 году, я скромно отвечаю, что в этом году лишь родился», – сказал он.
Интересная возникла литературоведческая дискуссия: о пророках и евангелистах русской литературы. Евангелистом единодушно признали Веничку Ерофеева: «Поэма «Москва–Петушки» – это Евангелие от Ерофеева!» – говорил Сергей Ниточкин, вспоминая легендарную электричку с бардами и поэтами, отправившуюся в Петушки в день веничкиного 60-летия. Среди сбывшихся пророчеств («Остров Крым», «Москва 2042», «День опричника», «Теллурия») больше отмечали Сорокина (ну, в качестве больше всех напророчившего пророка). Закончился вечер разговором о роли географии в творчестве писателя.