Такая молодая, а уже редактор отдела поэзии... Мария Малиновская. Фото Владимира Аверина
В Музее Серебряного века прошел первый двухдневный фестиваль нового интернет-издания «Лиterraтура». Первый вечер начался с выступления редколлегии и друзей электронного журнала. По словам главного редактора Андроника Романова, одной из задач нового издания стало сплочение весьма разобщенных и часто враждующих литературных сообществ, а главный критерий отбора произведений – эстетический. Также говорили о журнале редактор отдела критики и публицистики Борис Кутенков и редактор отдела поэзии Мария Малиновская, литературный критик Людмила Вязмитинова (она искренне удивилась, узнав, что редактору отдела поэзии всего 20 лет), поэты Татьяна Данильянц, Елена Зейферт, Даниил Чкония.
После начались поэтические чтения. Одним из первых читал Амарсана Улзытуев в своей неподражаемой манере. Он пропел-проревел «Купание слона», в котором сравнивал слона со словом, а слово – со слоном. Далее удивительно зрело и завораживающе читала Маша Малиновская: «Ты стеклышко опускал, записывал за столом/ со слуха мои стихи, молча рыдал в кулак./ Музыка эта была – сущий металлолом./ После давал листки, дверь открывал: «Всех благ». Борис Кутенков выступил со стихами о матери, не дождавшейся убитого под Донецком сына: «Как с далекой войны да с чужой стороны/ Из донецкого пекла, из ада…», сконцентрированных не на политических разногласиях, а на разрушенном внутреннем космосе обычных людей.
Концовка программного стихотворения Инны Кабыш таинственным образом перекликнулась с общей сегодняшней ситуацией: «Кто варит варенье в июле/ в чаду на расплавленной кухне,/ уж тот не уедет на Запад/ и в Штаты не купит билет,/ тот будет по мертвым сугробам/ ползти на смородинный запах.../ Кто варит варенье в России,/ тот знает, что выхода нет». Далее также последовали стихи об Украине.
Далее в этот вечер удивляли: интеллектуальной словесной игрой – Елена Зейферт, мифологическими мотивами – Вадим Месяц, крепко сработанными стихами – Даниил Чкония, балладой о кружевных трусах – Игорь Иртеньев. Надя Делаланд тихо прочла свое вечное «Вестибулярный снег осваивает круг…», а Ян Бруштейн – стихи о детстве и семье. Кстати, он же и открывал своими чтениями второй день фестиваля, который был не менее насыщенным: «В час, когда на часах без пяти,/ Четырех, или трех до рассветного мига,/ и ломается сон, и рождается книга…» Георгий Генис выступил с несколько абсурдистской балладой о новой Люстре Люсе, в которую влюбился Геннадий Шпрот. Глеб Шульпяков отличился созерцательностью поэтического высказывания: «Когда размечены по небу/ перед закатом облака,/ мне безымянную планету неплохо видно из окна». Выступал Дмитрий Веденяпин со старыми и новыми стихами. Наталья Черных сочла необходимым продекламировать стихи близких ей поэтов. Андрей Тавров прозвучал поистине библейски: «Человек – это мертвый лев, угол без стен./ Голова отсеченная – щедрее Божьей руки./ Человек состоит из сердца и двух колен,/ из покаянного неба и гробовой доски».
Сергей Арутюнов порвал зал и жестко-социальной тематикой, и ироничностью, и эмоциональностью высказывания: «Там, где жгут мои книги, выкрикивая «Ужо!»,/ И за здравие молятся там же, слегка поодаль,/ Где для русских цыган я, а для цыган гаджо,/ Ты, штатива не ставя, просто меня пофотай». Контрастом прозвучали стихи Германа Власова – медитативные, погруженные во внутреннее, памятное: «Воздух от смысла тягуч, узнаваем –/ воздухом сходятся наши пути./ Комната (окна во двор) угловая./ Так не шути, больше так не шути…» Верлибр о студентке на пятом месяце на третьем курсе, не знающей, что такое справедливость, прочел Данила Давыдов. Читали также Дмитрий Плахов и Михаил Свищев.
Приятно, что «Лиterraтура» соединила таких разных поэтов.